Разделы сайта:

Заглавная
Общество
Съезд
Дом. задание
Библиотека
Общение

Новое:

Началась подготовка к V съезду


В начало раздела

ПЕСНЬ ВОСПЕТИ И ВОСХВАЛИТИ ДОСТОЙНО СПОДОБИ

С 29 июня по 2 июля 2007 г., по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, прошел 4-й Всероссийский практический съезд любителей знаменного пения. Съезд был организован Обществом любителей древнерусского пения во имя святителя Иова, патриарха Московскаго и всея Руси, и посвящен 400-летию со дня его преставления. "Знаменный распев в ХХI веке: практическое воплощение, методики обучения, перспективы развития", - под таким девизом проходил съезд.

О знаменном распеве. Знаменный роспев - древнейший стиль русского православного церковного пения. Отличительные его черты: строгое одноголосие (унисон), запись с помощью крюков - безлинейных знаков (знамен), от которых он и получил свое название.

Распев, в отличие от привычной нам композиторской музыки - плод творчества не индивидуально-авторского, а соборного. Знаменный распев господствовал на Руси с XI по XVII век, до того как в Церкви распространилось гармоническое многоголосие европейского типа, ставшее основой современного церковного пения. Традицию знаменного пения сохранили старообрядцы; ее поддерживали также Кремлевский Успенский собор, Соловецкий, Саровский, Спасо-Андроников монастыри. Ряд православных иерархов (свт. Игнатий Брянчанинов, прот. Дмитрий Разумовский, свящ. Евгений Болховитинов,) видели в знаменном роспеве идеал молитвенного пения; композиторы (Д. Бортнянский, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов) старались вернуть его в богослужебную практику путем гармонизаций, либо стремились приблизить музыкальный язык своих церковных сочинений к стилю знаменного роспева.

Знаменный распев в ХХI веке. В конце ХХ в. впервые была поставлена задача возрождения знаменного пения как целостной системы, в его оригинальном, одноголосном виде. Самые активные сторонники этой идеи составили Общество свт. Иова, которое ныне возглавляет Глеб Борисович Печенкин - головщик Московского храма Воскресения Словущего, педагог-основатель Знаменно-певчей школы для отроков. Он являлся и главным организатором съезда.

Ведущими участниками съезда были практики знаменного пения: головщики и певчие, а также ученые-медиевисты, литургисты, преподаватели и учащиеся православных учебных заведений, интересующиеся знаменным пением священнослужители, монашествующие, регенты, певчие, любители - в общей сложности, более 100 человек. Диапазон их профессионального уровня был весьма широк: от практиков и исследователей с многолетним опытом - до новичков, только начинающих осваивать крюки. География участников съезда охватывала разные регионы России - Санкт-Петербург, Тверь, Белгород, Кострома, Новосибирск и Зарубежья - Беларусь, Латвия.

Особо стоит отметить участие в съезде представителей старообрядчества и единоверческих (старообрядных) приходов РПЦ, которое стало для знаменных съездов уже традиционным. Разумеется, без них подобное мероприятие не могло обойтись: поскольку у старообрядцев знаменный роспев не прекращал своего существования, то усвоение их опыта очень важно для современных исследователей. Постоянными участниками знаменных съездов являются старообрядческий священник о. Леонтий Пименов, поморец Сергий Пичугин. Тем, кого слово "старообрядчество" страшит (а такое бывает!), ассоциируясь с чем-то неправославным, напомним о Поместном Соборе РПЦ 1971 года, который упразднил клятвы, наложенные соборами XVII в. на старые обряды, и утвердил равноспасительность старых обрядов и их равночестность новым.

Очень удачным можно счесть выбор места проведения съезда - п. Фряново (Щелковский район Московской области). Кажется, сам этот поселок, основанный на рубеже XVI-XVII в., создавал необходимую съезду атмосферу старины, основательности, традиции. Выбор поселка во многом был обусловлен содействием настоятеля фряновского храма св. Иоанна Предтечи, о. Михаила Герасимова, который приложил немало усилий по организации съезда. Кроме того, в этом храме уже несколько лет богослужения поются исключительно знаменным распевом, а потому службы, проведенные съездом, встретили здесь самый теплый отклик.

Храм св. Иоанна Предтечи построен в XIX в., но знаменная служба словно превращает его в древнерусский.

Практическое воплощение (знаменные службы). Проведение знаменных богослужений в храме св. Иоанна Предтечи стало главным делом съезда. Он был открыт молебном, а затем были проведены воскресные Всенощная и Литургия, с пением хора головщиков, и богослужения в день памяти патриарха Иова, на которых пели все участники съезда. Службы включали в себя элементы древнерусского богослужения: это касалось, в частности, пения и чтения. Этот образ служения очень похож на тот, по которому служат современные старообрядцы. Одна из его особенностей - обязательное антифонное пение, на два лика (хора), согласно древней церковной традиции. Так, головщики составили два мужских хора, а участники - мужской и женский. На сходах хоры объединялись на середине храма, напоминая, по меткому выражению о. Леонтия Пименова, "два крыла большой птицы".

Для того чтобы оценить знаменное пение в его полноте, необходима духовная собранность, активность внимания - но ведь именно для этого мы и посещаем богослужение. Современному прихожанину, воспитанному на гармонической музыке, может потребоваться и слуховая, и психологическая адаптация к "аскетичному" одноголосному распеву. Хотя случается и обратное: прихожане храмов с традиционным гармоническим пением специально посещают приходы, в которых службы поются знаменным роспевом.

Службы съезда продемонстрировали жизненность и своеобразную красоту древнерусского пения - скорее, даже не красоту, а особое богослужебное мастерство. Кстати, в Древней Руси - поведал в своем докладе иеромонах Павел Коротких - так и называли даровитых распевщиков: мастер, а их искусство - мaстерство.

Методики обучения (научно-практическая часть). Важную часть съезда составили доклады и обсуждения. Выступления имели в основном практический характер, а потому и форма их, в отличие от сообщений на обычных конференциях, была не вполне привычной. Широкий разброс профессионального уровня аудитории ставил перед докладчиками непростую задачу: донести информацию до самых разных слушателей, и с этой задачей докладчики успешно справлялись. По ходу рассказа они иллюстрировали материал, пропевая песнопения или их фрагменты, используя наглядные и мультимедийные средства демонстрации, в том числе материалы интернет-сайтов по знаменному пению.

Проводились практические занятия: спевки к богослужениям, мастер-классы. Настоящим подарком для новичков стал урок азов крюковой нотации, проведенный о. Павлом (Коротких). За считанные 45 минут крюки спустились к нам с недосягаемых "эзотерических" высот медиевистики, вдруг обретая звучащую плоть в певческом сознании.

Будучи заняты с утра и до 8 - 9 часов вечера, участники совершенно не испытывали усталости. Думаю, здесь необходимо отдать должное организаторским способностям Г.Б.Печенкина: программа съезда была выстроена по принципу быстрой смены разных форм работы, в этом ощущалась рука хорошего педагога и методиста.

В рамках съезда происходило распространение разнообразных печатных, аудио-, видеоматериалов, посвященных знаменному пению, в том числе - что важно - обучающих пособий.

Одним из итоговых мероприятий стало выступление хоров, продемонстрировавших разные, в том числе редкие, необычные традиции знаменного пения.

Итоги. Перспективы развития. Думаю, каждый участник приобрел на съезде много полезного. Практики смогли обсудить интересующие их вопросы, начинающие - коснулись истоков православного певческого искусства, что во многом проясняет представление о его истории в целом: становится ясно, "откуду пошло есть" наше церковное пение, что первично, что вторично, а вкусив лучшего, уже не хочется остального... Ценным результатом можно считать накопление слуховых знаний о разных церковно-певческих традициях и обилие творческого общения.

Ключевым правилом съезда оказался принцип "пойди и посмотри" (точнее - "услышь"). Участники Общества свт. Иова смогли на наш взгляд не столько доказать, сколько практически показать на своем примере, что распев не есть нечто искусственно восстановленное, извлеченное из Древней Руси, удел небольшой группы "ревнителей древлего благочестия" - он вполне способен вновь стать органичной частью церковной жизни. Здесь любой мог убедиться: знаменный распев действительно помогает понять и прожить богослужение; а становясь живой традицией в хорошем, мастерском исполнении он просто красив. Достаточно побывать на съезде, чтобы убедиться в жизненности и жизнеспособности знаменного пения, и в этом - основная ценность и главный итог съезда.


Е. Татаринцева

 
 
Авторизация / Новости / Наверх
Copyright © 2003-08, Общество Любителей Древнерусского Пения.
При содействии Canto.ru.
Информация об Обществе здесь.