Разделы сайта:

Заглавная
Общество
Съезд
Дом. задание
Библиотека
Общение

Новое:

Началась подготовка к V съезду


В начало раздела

Итоги 4-го Практического съезда любителей знаменного пения

Очередной Всероссийский практический съезд любителей древнерусского церковного пения проходил с 29 июня по 2 июля 2007 г. в подмосковном поселке Фряново Щелковского благочиния.

Съезд был организован Обществом любителей древнерусского (церковного) пения во имя святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси, при поддержке администрации поселка Фряново Московской области и деятельном участии настоятеля Иоанно-Предтеческой церкви протоиерея Михаила Герасимова. Необходимо также отметить, что львиную долю организационной работы взял на себя председатель оргкомитета съезда Глеб Борисович Печенкин, без самоотверженных трудов которого, не мог бы состояться ни один из прошедших съездов. В этом году съезд был особым, поскольку был приурочен к 400-летию со дня преставления свт. Иова, первого патриарха Московского и всея Руси.

Четвертый съезд начался с праздничного молебна, который возглавил благочинный Щелковского церковного округа прот. Андрей Ковальчук.

Большая часть мероприятий съезда, в числе которых были выступления докладчиков, обсуждения, практические доклады и круглые столы проводилась в помещении Дома культуры пос. Фряново, любезно предоставленном администрацией.

Пленарное заседание съезда открыла глава поселка Фряново В.А. Халимова, которая кратко рассказала об историческом наследии этой земли. Затем с пленарным докладом "Перспектива знаменного пения в РПЦ" выступил председатель оргкомитета съезда и руководитель Общества свт. Иова Г.Б. Печенкин. Его доклад охарактеризовал современное положение дел с церковным пением в РПЦ, ознакомил слушателей с деятельностью Общества свт. Иова и затронул ряд острых проблем.

Вслед за этим слово взял священник Иоанн Миролюбов, секретарь комиссии Московского Патриархата по взаимодействию со старообрядчеством, рассказавший о планах по созданию Центра древнерусской культуры в рамках деятельности комиссии.

По окончании пленарного заседания участники съезда направились в помещение Фряновского Музея, где они ознакомились с экспозицией, посвященной истории древнерусского церковного пения. На стендах были представлены фотографии хоров, певческие рукописи XIX-XX вв. различных традиций, современные издания, как чисто научного, так и церковно-практического характера. Среди экспонатов имелись даже реконструкция кафтана древнерусского певчего и "указка" головщика.

После посещения музея был заслушан доклад Татьяны Старостиной (Москва, доцент МГК им. Чайковского) "О звукорядной стороне гласа на примере ирмосов воскресного канона (всех гласов)". Несмотря на то, что доклад оказался чисто научным исследованием и потому - несколько сложным для восприятия, он вызвал оживленную дискуссию о реальном певческом звукоряде, его звучании в различных общинах, а также о значении термина "строка".

В фойе главного зала Дома культуры был представлен достаточно разнообразный и широкий ассортимент певческих книг, учебников, литературы, видео и аудио материалов по знаменному пению.

После обеда участники съезда вернулись в Дом культуры и приступили к спевке к полиелейным богослужениям съезда, которую возглавил головщик Глеб Печёнкин (г. Москва). Многие из собравшихся впервые увидели, как осуществляется пение по древнерусской певческой нотации - крюкам. Следует отметить, что в Греческой Церкви до сих пор сохранилась традиция пения по "невмам" (аналогу русских "крюков"), что является естественным и удобным подспорьем в клиросном деле, обеспечивает сохранность древних мелодий, не лишая исполнителей естественной свободы, гибкости исполнения.

По окончании занятий участники съезда направились в соседнее помещение Дома Культуры, где их ожидало особое мероприятие съезда - Час знакомств. Это совместное чаепитие, за которым многие из присутствующих поделились мыслями о своем пути на клирос, знаменном распеве и о трудностях, которые связаны с его исполнением в храме. В часе знакомств приняли участие гости из РПСЦ.

Когда участники съезда вернулись в зал заседаний, иеромонах Павел (Коротких) (г. Москва) провел практическое занятие для желающих начать знакомство с древнерусской певческой нотацией (крюками), по окончании которого состоялась спевка хора головщиков (руководителей знаменных хоров различных храмов).

На следующий день, 30 июня, работа съезда продолжилась двумя научно-исследовательскими докладами и одним практическим. Иеромонах Павел (Коротких) в докладе "Некоторые аспекты мастеропения в знаменном распеве XVII века" раскрыл реальное значение терминов "мастер", "мастерство", принятое в церковно-певческой среде этого времени. Основная мысль его работы в том, что в теоретических руководствах XVII века слово "мастер" - означает не просто профессионального певца, но еще и учителя, "дидаскала", основателя собственного направления, певческой школы. Соответственно, "мастерство" - особое направление в рамках древнерусской певческой культуры, обладавшее как мелодико-ритмическими отличиями, так и определенными исполнительскими особенностями.

В перерыве между докладами участники съезда просмотрели фрагмент нового фильма "Полиелей свт. Иову", выпущенного Обществом свт. Иова по материалам 3-го съезда на DVD.

В докладе Даниила Григорьева (г. Тверь) "Пение по "тексам", или методика обучения пению с фитника" автором была предложена интересная гипотеза, согласно которой обучение пению в Древней Руси начиналось с заучивания протяженных "фитных" распевов. Причем каждая группа звуков сопровождалась акцентированным произнесением мягкого "г", т.н. "гагаканьем" для того, чтобы пение было отчетливым, а звуки не смешивались друг с другом. В дальнейшем, обучаемые должны были освоить пение "гладью", то есть уже без специально добавляемых звуков. Начальная стадия именовалась также пением "по тексам". Часть доклада была посвящена прояснению этого термина на основании данных из рукописей и материалов археографических экспедиций.

Научно-исследовательскую тематику сменил практический доклад Сергея Пичугина (г. Рига, Латвия) "Принцип опевания (ломки) и его реализация на практике". В докладе были сформулированы принципы пения "ломкой" в поморской традиции. Она используется как с целью украшения мелодии, так и для того, чтобы избежать повторения одних и тех же звуков в смежных знаменах. Докладчик продемонстрировал наиболее характерные примеры "ломок" и "опеваний" с помощью мультимедийного проектора, а также проиллюстрировал материал собственным пением и комментариями.

После обеденного перерыва состоялась вторая спевка к полиелейным богослужениям съезда.

В 17-00 участники съезда собрались на молитву в храм св. Иоанна Предтечи, где о. Михаилом Герасимовым было отслужено воскресное Всенощное бдение. На богослужении пел хор головщиков, состоящий из двух ликов. Правый лик возглавил Глеб Печёнкин, а левый - Андрей Ковалёв (г. Москва). Тем же составом певчих в воскресенье 1-го июля была пета и Божественная Литургия.

Заседания съезда в этот день начались практическим занятием Александра Лукашевича (г. Москва) по основам путевой нотации, которое вызвало живой интерес слушателей. В конце занятия в исполнении участников съезда впервые прозвучало песнопение путевого распева, нотированное путевыми "ключами". Думается, этот опыт освоения путевой нотации пригодится в дальнейшем, при обучении нового поколения певцов, способных не только к воспроизведению знаменных песнопений, традиция исполнения которых сохранилась, но и к восстановлению почти забытых распевов.

Далее Александр Коваленин (г. Новосибирск) рассказал о работе, проделанной в рамках проекта "Фонда знаменных песнопений" и о его ближайших задачах. Доклад сопровождался демонстрацией возможностей программного обеспечения, разработанного фондом, а также объяснялась суть формата текстового представления нотаций.

Этот насыщенный день завершился торжественным полиелейным богослужением в честь св. Иова, Патриарха Московского и Всея Руси, а на следующий день с утра была отслужена и Божественная Литургия. Во время этих служб пение совершалось силами участников съезда. Правый женский лик возглавила головщица Анна Ревунова (г. Москва), а левый мужской - Глеб Печёнкин. Благодаря спевкам и занятиям, направленным на освоение крюковой нотации, хоры звучали достаточно уверенно. Сказывалось и преимущество одноголосного пения, при котором неопытный певец легче находит свое место в общем пении.

После трапезы состоялись заключительные мероприятия съезда. Заседание открыл Александр Лукашевич с практическим докладом "Наиболее распространенные ошибки в нотных расшифровках знаменной нотации". Согласно этой работе, т. н. "Синодальные издания" (комплекс нотированных книг, посвященных древним распевам, издававшийся по благословению Св. Синода с 1772 по 1914 гг.) содержат множество разночтений и неточностей в переводах с крюковой нотации. Автор коснулся практических вопросов, возникающих при исполнении знаменных песнопений по этим книгам. Это краткое, но очень важное сообщение, без сомнения заслуживает дальнейшего развития, результатом которого хотелось бы видеть пособие для изучению знаменного пения по линейной нотации.

Тему певческих нотаций продолжила послушница Зоя (г. Москва), представительница школы покойного прот. Бориса Николаева, его ученица. Она вкратце охарактеризовала основные принципы прочтения крюков в интерпретации прот. Бориса и провела практическое занятие по песнопениям, распетым "на подобен" прот. Борисом. Выступление матушки Зои вызвало живую дискуссию.

Головщица Анна Абрамова (г. Королёв) ознакомила участников съезда с насущными вопросами издания наонной Литургии, а Сергей Пичугин рассказал о проделанной работе по переизданию поморских певческих книг.

На этом же заседании состоялась и новое мероприятие съезда - "Вопросы - ответы", где на вопросы, предварительно заявленные в Интернете, знатоки древнерусского пения постарались дать исчерпывающие ответы.

Утомленные бурными дискуссиями и сложными темами участники съезда охотно отправились на уже традиционный "Час знакомств" с чаепитием.

В заключении съезда состоялось выступление, организованное силами его участников и гостей. Несколько песнопений (в том числе и две вновь распетые стихиры св. Иову) было исполнено хором головщиков из числа участников съезда, которые специально готовились к выступлению и провели несколько спевок. Хотелось бы подчеркнуть дидактическую составляющую этого выступления, ведь некоторые песнопения из числа исполненных уже давно не звучат в том виде, в каком они были известны в к. XVI - н.XVII вв.

Вслед за этим на сцену вышли клирошане Иоанно-Предтеченского храма, исполнившие несколько песнопений знаменного роспева. Необходимо отметить энтузиазм и духовный подъем Фряновских клирошан - не имея достаточного материала для занятий, не связанные с крупными центрами знаменного распева, они, тем не менее, сумели поднять клиросное пение на хороший уровень.

Головщик Рустик Грушин (г. Чехов) в своем выступлении показал уместность сольного исполнения знаменного распева. Этот способ исполнения не является ущербным, ибо в знаменном распеве качество и полнота звука определяется не столько числом певцов, сколько их подготовленностью.

Хочется особенно отметить пение послушниц и инокинь из Ивановской области, которое, несмотря на смущение исполнительниц, никогда прежде не певших вне церковного клироса, произвело на слушателей сильное впечатление своей глубокой сосредоточенностью и молитвенным духом.

Весьма полезным было услышать и пение головщика новопоморской общины Сергея Пичугина, который предложил слушателям образцы поморской "напевки", позволяющей исполнять ирмосы и другие песнопения сокращенным распевом.

Для того, чтобы показать и другую сторону традиционного старообрядческого пения, поднялся на сцену и постоянный участник знаменных съездов старообрядческий священник о. Леонтий Пименов с головщиком церкви, где о. Леонтий является настоятелем. Дуэт продемонстрировал виртуозное владение напевкой поповской старообрядческой традиции. Слушатели имели уникальную возможность оценить достоинства этих напевок, что называется "вживую" и задать вопросы исполнителям.

Увенчалось выступление пением духовных стихов, как распетых по знамени, так и близких по духу к знаменному пению. Этот интереснейший и почти забытый пласт песнопений был известен в Древней Руси и был продолжен в старообрядческой традиции, как альтернатива мирским, "народным" песням. Несколько духовных стихов прозвучало в исполнении московских певцов и исследователей Полины Терентьевой, Мелитины Макаровской, студента МГУКИ Александра Шадрина.

В заключении съезда, по традиции, всеми участниками было исполнено песнопение "Достойно есть" путевого распева.

После закрытия съезда состоялось очередное собрание членов Общества свт. Иова. На собрании решались различные организационные вопросы, подводились итоги, рассматривались издательские и просветительские вопросы. В частности, решено было способствовать изданию песнопений Литургии раздельноречной редакции и подготовить силами головщиков специальную аудиозапись знаменных песнопений, с тем, чтобы распространять ее среди любителей древнерусского церковного пения.

Последний день съезда завершился дружеской трапезой у костра. Несмотря на грозу, которая чуть не испортила вечер, участники съезда все же смогли насладиться общением, попеть духовные стихи и даже некоторые народные песни. Вечер прошел в замечательной, "домашней" обстановке и, думается, надолго запомнится всем участникам, как достойное завершение этого прекрасного съезда.

На следующее утро пришло время расставания друг с другом и с дорогим о. Михаилом, настоятелем Предтеченского храма. Хочется высказать ему теплейшую благодарность за отеческую заботу обо всех гостях, которых насчитывалось до 70 человек и отметить его неподдельную любовь к знаменному пению. Низкий поклон и Глебу Борисовичу Печенкину, вынесшему на своих плечах всю тяжесть организационной работы. Хочется сказать и особые слова благодарности в адрес администрации поселка Фряново, так много сделавшей для того, чтобы этот праздник мог состояться!

Нельзя умолчать о живом участии священноначалия, благословившего проведение съезда. Благодаря согласию Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского съезд был впервые проведен на святой земле Подмосковья. Мы все надеемся, что это начинание будет продолжено на пользу Святой Церкви и ее верных чад.

Святителю отче Иове, моли Бога о нас!

 
 
Авторизация / Новости / Наверх
Copyright © 2003-08, Общество Любителей Древнерусского Пения.
При содействии Canto.ru.
Информация об Обществе здесь.