Разделы сайта:

Заглавная
Общество
Съезд
Дом. задание
Библиотека
Общение

Новое:

Началась подготовка к V съезду


В начало раздела

Расшифровка 2-го дня съезда. Часть 1.
ДЕНЬ ВТОРОЙ, 1 июля.

9.30-12.45.

Доклады по секции "Методики обучения".

Ведущий - Дионисий Анатольевич Коротких.

Поётся молитва "Царю небесный".

Ирина Владимировна Старикова (МГК):

Методика обучения крюкам и пению М.Ф.Никонова,

певчего нижегородской старообрядческой Успенской общины белокриницкого согласия.

В течение приблизительно года я занималась изучением традиции нижегородской старообрядческой общины. Успенская община Нижнего Новгорода является одним из авторитетнейших духовно-административных центров Русской Православной Старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии.

В результате экспедиционной работы мне удалось установить, что община имеет свои собственные церковно-общинные и певческие традиции, а особенности исполнения хором знаменного распева отличаются рядом характерных черт. В действующей при общине школе и в среде прихожан существуют разные самобытные и оригинальные методики обучения крюковому пению. Именно на этой проблеме я остановлю ваше внимание. Вообще - это уже обсуждалось - в старообрядчестве при обучении пению распространенным является принцип непосредственного запоминания песнопений в процессе пения на клиросе. Как правило, всё начинается с раннего детства. Однако в настоящее время этого недостаточно, необходимы специальные занятия. Отдельной школы, в которой бы проходило систематическое обучение крюковому пению, в нижегородской общине долгое время не было. И только в 2000 году была организована воскресная школа и возобновлены занятия, в том числе и по пению.

Певчие изучали церковное пение, как правило, в семье, по разнообразным домашним методикам. Перейду конкретно к методике Михаила Федоровича Никонова.

Он имеет особые взгляды на изучение крюка. Несколько слов об этом человеке. (Он сейчас присутствует в зале). В продолжение нескольких десятилетий М.Ф. самостоятельно изучал огромное количество специальной музыкальной литературы по вокалу, хороведению; изучая книжки, он прослушивал много записей разных певцов, и в результате создал свою методику обучения пению и крюкам. Кроме того, в процессе изучения литературы он создал специальную "Записную книжку учителя пения". И в настоящее время она даже публикуется, начала публиковаться в журнале "Остров веры". При всей новизне взглядов (авангардное такое обучение, по литературе) он остается верен именно церковному пению, и, как он говорил нам в беседе, самое нормальное религиозное чувство стремится петь Богу.

О конкретных методиках. Михаил Федорович выработал целый ряд приемов преподавания знаменного пения в Суздальском художественном училище в 90-е годы.

В начале своего рассказа об этой методике он подчеркнул, что большая проблема состоит в том, чтобы доходчиво знания рассказать, и чтобы поскорее певчие на клиросе стали петь. Поэтому он стал использовать ряд приемов, способствующих более скорому, более интенсивному освоению знаменного пения. В чем это заключается:

Во-первых, введение дополнительной системы обозначения звуков напева, наряду с крюками. И во-вторых, поэтапное освоение крюков и напевов гласа по составленным таблицам. Что это за дополнительные обозначения. Они представлены подписанными под крюковой строкой линиями, которые обозначают ступени звукоряда. Они различаются длиной и расположением относительно друг друга. То есть показывают длительность и высоту тона. При этом линии обозначаются общепринятыми в крюковой записи пометами (под линиями еще пометы). Например...(пишет на доске)...

Таким образом, такое постепенное и более качественное овладение знаменным пением достигалось с помощью наглядных таблиц. Что это за таблицы. На первом месте находилась горка, по которой всегда начинали занятие. М.Ф. предоставил нам вот такие карточки, в уменьшенном размере (демонстрация карточек). М.Ф. горкой занимается постоянно: надо было, чтобы интонирование тонов было настолько надежным, чтобы его уже нельзя было выкорчевать никакими корчеваниями. В основном развивали центральный диапазон, пели лад и согласия. Тренировались вверх-вниз, пели по группам... Интенсивное распевание по горке...

На другой таблице представлена практически вся "Азбука крюкового пения" Калашникова в виде таких линий: то есть запись крюков сопровождалась записью ступенями, линиями звукоряда. На следующей фотографии это представлено.

Крюки, простые знаки расписывались такими линиями разной длины и различаясь по высоте друг относительно друга, а уже попевки, кулизмы и мережи расписывались просто по крюкам. Суть здесь в чем заключается: когда человек только начинает овладевать крюковым пением, он не может по "Азбуке" Калашникова крюки распевать крюками. Кто знаком с этой "Азбукой", - там расписан сначала крюк, его название, затем рассказывается, что как там, в одну четверть, в одну половинку, в каком направлении, а затем уже написаны опять же крюки. Человеку это не совсем наглядно. Поэтому М.Ф. решил такую таблицу изобрести, по которой сначала человек, не зная крюков, может по ней петь. При этом каждый ученик имел такую таблицу, сфотографированную, в уменьшенном варианте, на таких карточках. Кроме того, у нас на занятиях и большая таблица, по которой он проводил занятия.

Своего рода изобретением явилось переложение запевов на "Господи воззвах" погласицей на "Славу". Т.е. "Слава" на 8 гласов таким же образом расписывается. Уже учатся не погласицы, которые М.Ф. считал неудобным запоминать: сначала человек вспоминает погласицу (например, "грядет чернец из монастыря"), а потом уже ее перекладывает на "Славу". А так он сразу запоминает по таблице напев "Славы" и уже запоминает только "Славу".

Упражнения, выполнявшиеся на уроках, готовили именно к пению на клиросе. И помимо прочего М.Ф. заботится о развитии вокальных способностей, музыкального слуха, навыков хорового исполнительства. Перечислю основные требования для ученика, которые предъявлял М.Ф., когда ученик уже закончит курс обучения. Во-первых, точное знание крюков и попевок, умение объяснить их в следующем порядке: сколько звуков, очередность их и длительность. Далее: безошибочное пение стихир на глас и незнакомых песнопений, записанных крюками. Кроме того: держать верный тон, точная звуковысотность постоянно контролировалась. Далее: вокально-звуковой баланс, и ясность произнесения текста в ансамблевом пении. На что необходимо обратить внимание: ученики Суздальского училища были выходцами из разных старообрядческих общин и с детства знали напевы песнопений. Поэтому, конечно, в большей степени задача учителя заключалась в том, чтобы систематизировать наличный материал и продемонстрировать учащимся взаимосвязь тонов с певческими знаками. Для ученика знаки были не исходным пунктом изучения мелодии, а своеобразной зацепкой памяти, средством узнавания известных мелодических оборотов нотации. В итоге одной из главных целей обучения было умение петь по книге; и, при наличии способностей, учащиеся могли получить навыки работы регента. Как рассказывал М.Ф., "если ученик тянет, отдаю указку, стою рядом и пою вполголоса".

План и условия обучения, по мнению М.Ф. - ничего искусственного, "я только поводырь, помощник, чтобы ученик поскорей пустился в плавание", так он нам объяснял. Во время преподавания в Нижнем Новгороде, мне известно, в течение 95-го года М.Ф. занимался с учениками на дому, и в этом году возобновились занятия, как я уже говорила, в воскресной школе, и в настоящее время у М.Ф. группа из одиннадцати человек, с которыми он занимается по рассказанной мною методике. И, чтобы продемонстрировать достижения М.Ф. в настоящем времени, - М.Ф. с певчими, и приглашаются все желающие, - мы споем стихиру литийную Вознесения и кондак Вознесению.

Пение.

Демонстрация записи на кассете "Достойно есть" на греч.языке,

напев путевой

Могу в заключение сказать, что методика Никонова используется уже и другими учителями - например, я начала заниматься с людьми, которые только начинают ходить в храмы и не умеют еще петь вообще, но очень возлюбили церковное пение, знаменное пение, и я тоже стала заниматься по методике М.Ф., для них она оказалась наиболее удобной. Спаси Бог.

Глеб Борисович Печенкин (Москва).

Методика обучения от нот к крюкам, а не наоборот.

И второй доклад, его же:

Основные аспекты обучения распевам в школе знаменного пения для отроков под руководством Г.П.

Первый доклад у меня будет очень короткий. Я расскажу о методических принципах намеченного нотно-крюкового издательства.

Когда человек обучается распеву с детства, когда он стоит на клиросе, воспринимает распев с молоком матери, как правило, вопросов со "знаменным языком" у него не возникает. Все напевы на слуху, знаменный распев - родной мелодический язык, он свободно на нем говорит, мыслит. А обучение невмам, можно уподобить изучению письменности после освоения языка человеком в детстве. Но что делать тем людям, которые, имеют музыкальное образование и хотят научиться крюковому пению? Я предлагаю следующую методику.

Сейчас обучение крюкам (не в старообрядческой среде и не практическим способом) идет в основном по методу дешифровки. Певец видит крюк и в уме расшифровывает: это у нас половинка, соль-фа две четверти, и т.д. Но дело в том, что знаменная семиография - определенный язык символов, который указывает как на готовые сложившиеся попевки, так и на элементы пения ("тонемы": не отдельные звуки-ноты, а готовые краткие мелодические интонации), из которых эти попевки состоят, - поэтому метод дешифровка здесь не очень пригоден: приходится в уме переводить с одного языка на другой (с невменного на нотолинейный). Поэтому я предлагаю такую методику - вживления в мелодический строй знаменного распева при помощи нот, но только на определённом этапе. Суть методики заключается в следующем. Человек, который желает самостоятельно изучать знаменное пение (если нет такой возможности сделать это под руководством наставника), заучивает песнопение наизусть, по нотам. А затем ноты откладывает, и открывает то же самое песнопение в крюках. Параллельно изучает, конечно, какую-нибудь крюковую азбуку, - и, руководствуясь толкованием знамен, начинает петь по крюкам. Если какой-то фрагмент в крюках у обучаемого вызывает затруднения, он может опять открыть ноты, возвратиться, это место вспомнить, проучить и опять возвратиться к крюкам. Один и тот же певческий материал в намеченных изданиях будет изложен в трех вариантах: крюки безпометные, крюки пометные, и, наконец, ноты. Таким образом, человек, самостоятельно изучающий знаменное пение, может сначала петь по нотам, потом крюкам пометным, и затем переходить к крюкам безпометным, ибо когда материал хорошо выучен, пометы также становятся не нужны. Вот, коротко о данной методике.

Теперь основное моё сообщение; оно, может быть, даже получится несколько большим, поскольку я одновременно с докладом хочу провести и практическое занятие по изучению одного песнопения, по одной из тех методик, которые я использую на занятиях.

Сейчас я попрошу дать небольшой видеосюжет - он был отснят телеканалом Культура в прошлом году о моей школе.

Показ сюжета.

О работе школы в целом я уже рассказывать больше не буду - по-моему, здесь уже было довольно сказано, - расскажу об основных аспектах обучения. А затем мы проведем небольшое практическое занятие.

Итак, моя школа рассчитана на шесть лет. Этот срок можно распределить на три ступени: вводная ступень, начальная ступень и основная ступень. Продолжительность каждой ступени может быть 1-3 года, в зависимости от общего уровня способностей детей.

Итак, вводная ступень, основные ее стороны. Изучение "певческой лествицы": ступени, их названия и обозначеня: ут, ре, ми, фа, соль, ля... и обозначения их с помощью буковок. Следующее: чтение нараспев изучаемого песнопения. Т.е. прежде чем изучать напев, текст песнопения сначала читается нараспев. <показ> Следующее: сольмизация, т.е. пение по солям. И хирономия. Хирономия здесь простая, вводная: точка - короткий слог, палка - длинный слог, и по два звука вверх-вниз. Затем переходим к песнопению; естественно, на первом этапе это простые песнопения, главным образом - напевки, - изучаем строки отдельно и песнопение полностью. Вот несколько слов о вводной ступени. Но вообще у нас не просто занятия по изучению песнопений знаменного распева. Поскольку дети приходят разного уровня (и способностей, и воцерковлённости), занятия представляют собой целый комплекс: приходится и певческими упражнениями заниматься, и воспитательную, и религиозно-просветительскую работу вести, и приучать детей к церковным обычаям, порядкам.

Начальная ступень включает в себя следующие направления. Изучение крюков. Крюки мы изучаем сначала по элементам, таким образом (чертит на доске): я выделил несколько элементов, из которых составляются практически все знамения. Эти элементы симметричны: оксия - палка, чашка - запятая, статья - сложитие. Сначала дети учат их названия, потом начинают из этих знамений (элементов), складывать крюки. Например: стрела - это будет статья и оксия. Статья закрытая - это будет статья и палочка; стрела громная, например, - будет две запятые и оксия. Помимо этого, дети, в процессе складывания знамений, изучают их названия и азбучную характеристику (описание-толкование по древним азбукам). Например: крюк - возгласить, стопицу - говорить, стрелу - тянуть, стрелу мрачную крыжевую - ступить голосом, подержав, - и т.д. Вот таким образом дети изучают "тонемы", как элементы знаменного пения. К этому добавим и чистописание знамен. Мы пользуемся специальными прописями, на которых дети прописывают отдельно буковки, обозначающие ступени, и отдельно крюки.

Также вводится подобие крюкового диктанта - запись под диктовку знамен в изучаемых песнопениях. Это очень помогает запомнить, а также и не забывать выученные крюки. Ведь дети маленькие, быстро забывают, если не повторять. Диктант помогает держать всё это в памяти, при этом отрабатывается техника написания знамён.

Также мы пользуемся и таким приёмом: изучение заготовки песнопения. Это есть изложение солей с крюками. (пишет на доске пример). Проучивая их, дети запоминают последовательность крюков в строке или несложном песнопении в целом, закрепляя в сознании за каждым крюком определённый звук (или звуки). Когда весь мелодический материал у детей закрепится, они это уже без помет смогут исполнить песнопение по крюкам, распевая текст на известный им материал.

И, наконец, основная ступень. Здесь крюки уже изучаются более глубоко - это не только определение его функции, но и количество ступеней в знамёнах, и правила грамматики. Например, на этом этапе дети изучают, что крюк в наречном пении ставится на силах, и что в нем один звук; cтрела мрачная крыжевая - в ней два звука, может петься она либо борзо, либо тихо; параклит - что он ставится в начале песнопения или в начале строки, в каких случаях и т.д.

О изучении крюковой грамматики. Вчера я уже рассказывал на практическом занятии, что, например, палочка - многофункциональный знак; в каждом отдельном случае может петься по-разному: перед статьей на конце строки она может слегка выгибаться, а перед хамилой она тянется, как стрела. Перед статьей в попевках типа пригласка она может петься как скамейца, и т.д. Одним словом, изучается место каждого знамени в строке, с правилами и исключениями. Касаемся и переменных знамён. Например, "два в челну" - в некоторых случаях оно может петься не своим обычным способом, а, например, как полкулизмы большой, перед попевкой "кулизма средняя" (конечная) 6-го гласа.

Изучение обихода. Обиходные песнопения у нас изучаются несколькими способами. Во-первых - по пометным крюкам. Идет сольмизация знамён по крюкам и пометам без пения (мы называем это "проговоркой"), а также чтение нараспев. А затем следует пение без текста, также по крюкам и по пометам. Когда мелодический материал закрепляется - распевается текст при помощи выученных солей, но входящих в состав определённого знамени. Во-вторых - по безпометным крюкам, с применением диктанта сольмизационного. Приём таков: дается незнакомое песнопение - следует текст, сверху стоят крюки. Песнопение пропевается (с текстом или по солям), и дети должны к крюкам выстроить пометы. В процессе написания диктанта песнопение (или его строки), как правило, без труда запоминается.

Также, применяется крюковой диктант к несложным силлабическим песнопениям. Помимо этого, делается анализ крюковой записи. Мы с учениками совместно рассуждаем, где какое знамя поставить. "Вот какие у вас варианты? Кто что предлагает?" И находим оптимальный вариант.

Изучение напевок - вариантов самогласнов и самоподобнов. Их напев может изучаться посредством крюкового диктанта. Затем они выучиваются наизусть, параллельно анализируется их структура. Мы рассуждаем, где сколько строчек, первая строчка, вторая-третья повторяется, заключительная, вот таким образом. Кроме этого, изучается заготовленная крюковая схема самодопобна или подобна. Пользуясь ей, дети распевают специально предназначенные богослужебные тексты - сначала письменно, затем устно. Конечно, не сразу всё получается, бывают ошибки, естественно, но мы их анализируем и исправляем. Здесь же возможно применения такого упражнения, как разметка песнопения (стихиры) на строки - по смыслу и по напеву. Если это подобен строчной - то на определенное количество строк. делают.

И, наконец, самый основной аспект обучения - знакомство и освоение осмогласия столпового распева. На примере Догматика 8-го гласа мы я продемонстрирую, каким образом мы изучаем образцы осмогласия. Каков порядок его изучения? Сначала мы знакомимся с единицами мелодического фонда. Давайте я сразу раздам материал и по ходу буду объяснять (раздача листков). ...

То, что вы сейчас видите, - это фрагмент учебного пособия. Это предназначено для изучения семи песнопений 8-го гласа: Догматика, "Покаяния отверзи" и "На спасения стези", "О Тебе радуется", тропаря и кондака Пятидесятницы, и "Взбранной Воеводе". Здесь (т.е. на представленных листах) я сделал выборку для изучения только одного песнопения - Догматика. Итак, первоначально изучаются единицы мелодического фонда, т.е. кокизы и лица. Каким образом они изучаются. Поскольку у детей нет на слуху мелодического материала 8-го гласа, кокизы и лица изучаются по квадратным нотам, но это только на начальном этапе. Т.е. мы сольмизируем попевки по нотам, заучиваем наизусть, а затем переходим вот к такой схеме. Если вы на первую страницу посмотрите, - то здесь идут квадратные ноты, а над ними дается схема кокизы, со всевозможными ее вариантами. И дети заучивают попевку наизусть, и потом от нот полностью отходят, уже смотрят в крюки и знают, как строится данная кокиза, причём за каждым знаменем закрепляется определённая звуковысотная область. Следующий этап: проучки, которые представляют методические упражнение, где с помощью названия самой кокизы распевается варианты кокизы или лица. Т.е. если это "перехват", то он так и будет петься (поет): пе-ре-хват ко-ки-за. Таким образом дети постоянно держат в памяти название кокизы. Давайте мы пройдем с вами материал и проучки. Наберитесь терпения, потому что это будет не быстро, но интересно.

Исполнение упражнений с аудиторией.

Когда дети прошли все проучки, они заполняют внизу примеры из песнопений по образцу проучек (выбирают нужный вариант) и их пропевают уже без всяких помет. Пропеваем "Царь Небесный". (поет с аудиторией).

...Я долго не мог понять, почему "мережа" может так называться, ("мережа" - значит сетка). И пришла ко мне такая идея: поскольку здесь два знамени меняются местами, то есть чашка поется как скамейца, а скамейца поется как чашка, - вот это и сетка для тех, кто не знает грамматики знаменного пения.

Реплика с места - Андрей Волков? - "По-моему, это Металлов еще предполагал").

Проучки и пения с аудиторией...

Еще несколько приёмов. Заучивание лицевых начертаний, например, фита светлая: называются знамения - сложитие, змейца лицевая, знак фиты, статья светлая. Потом устраиваем проверочную письменную работу.

Дети еще делают такое интересное упражнение под названием "реставрация". Заготавливается для определенного песнопения его схема - вот, например, мы делали в этом курсе "Взбранной Воеводе". Над текстом выписывается в тех местах, где должны быть попевки - что это будет за попевка, и ее деление на слоги. И дети, изучив вот этот материал, который мы с вами сейчас проходили, - реставрируют это песнопение, от начала до конца, крюками. И потом его поют.

Кроме этого, мы знакомимся еще с особыми пометами, признаками, хотя по ним в общем мы не читаем. Потому что у нас основная цель - пение по безпометным знаменам. Когда песнопение выучено, крюки рассматриваются лишь как подсказка. "С листа" мы обычно не читаем. Хотя методика, показанная мною, даёт детям возможность ориентироваться и в незнакомых песнопениях, даже в безпометной нотации.

Еще один приём, который я использую при подготовке песнопений в безпометных знамениях. Лицевые начертания, а также переменные знамения я ставлю красным цветом для быстрого их опознания, это, с моей точки зрения, очень полезно для обучения крюковой грамматике.

Помимо всего, мы еще изучаем чтение по Псалтыри и Часослову; до сложных погласиц мы, конечно, не доходим, но простой псаломской пользуемся. Таковы основные аспекты работы моей школы. Благодарю за внимание.

Дионисий Анатольевич Коротких (Москва).

Электронные технологии и обучение знаменному распеву.

Я думаю, большинство понимает важность электронных технологий в наши дни; к сожалению, нам приходится всё чаще пользоваться такими вещами для того, чтобы как можно больше людей могли общаться на интересующую нас тему. Наряду с определенными недостатками, которые несут в себе эти средства общения (например, мы не можем оценить, как собеседник реагирует на наши слова, и очень часто на этой почве возникают разнообразные конфликты), - тем не менее без этих технологий мы не смогли бы сегодня собраться в этом зале.

Я сделаю небольшую преамбулу, как всё начиналось, - правда, это не относится напрямую к обучению знаменному пению. Всё начиналось с маленькой почтовой рассылки под названием canto, ее основали три энтузиаста, причем из разных городов, из них в этом зале присутствует Андрей Волков, - Илья Глухов и Дмитрий Юревич, который сейчас дьякон; рассылка создавалась для того, чтобы приготовить первый знаменный съезд - идея уже три года витала на просторах интернета, и только сегодня, в эти дни наконец нам удалось собраться впервые, и этим радостным событием мы обязаны в значительной степени электронным технологиям.

Со временем эта рассылка разрослась, в нее добавилось большое количество народу, и в свое время Андрей Волков написал форум, на котором люди могут общаться уже открыто, не регистрируясь специально. Заходят самые разные люди, знакомятся с проблематикой церковного древнерусского пения, участвуют в обсуждениях, получают, что называется, информацию из первых рук. Это очень важно, потому что существует громадное количество предубеждений против знаменного пения, против пения по крюкам, и наряду с огромными недостатками, о которых я говорил, - людям удается получить ответы на вопросы, которые давно их волнуют. Большинство, даже не участвуя в обсуждениях, просто читают сообщения тех, кто участвует, и всё равно получают информацию по интересующим их вопросам. Причем не только относящимся напрямую к исполнительским вопросам и вопросам нотации, но и по вопросам литургики, например, исторических исследований (медиевистики); это что касается форума и почтовых рассылок. Сейчас создана новая почтовая рассылка, под названием Распев, ее создал Иван Кореньков, который будет завтра делать доклад по электронным средствам, - в этой рассылке обсуждаются проблемы, относящиеся уже чисто к печатному делу, к изготовлению шрифтов. Будет очень интересный доклад Александра Коваленина - завтра, - связанный с этой проблематикой, с созданием фонда знаменных песнопений, который был бы доступен для всех, у кого есть доступ в интернет. Можно будет скачать песнопения, причем на крюках. Всё это приобретает большое значение именно в том свете, что не у всех есть возможность общаться с носителями традиции. Не у всех есть знакомые люди из старообрядческих общин, у кого можно хотя бы спросить, как исполняется то или иное знамя, что такое попевка, что такое фита. С помощью интернета мы можем узнать об этом хотя бы. По крайней мере, спросить людей, которые знают, что это такое. А второй момент - это слуховой опыт. Сейчас уже можно заказать по интернету, например, диски, на которых в сжатом виде, в формате MP3 содержатся записи известных хоров, исполнителей, - Андрей Волков сделал уже два таких диска, у него можно приобрести их. На этих двух дисках собрано очень большое количество альбомов, записанных в разное время разными коллективами. В основном это, конечно, концертные записи, но есть и достаточно близкие к реальному церковному пению. Это что касается популяризации знаменных песнопений. Теперь что касается непосредственно обучения. Мной был задан проект знаменного букваря, чтобы его можно было бы скачать через интернет и получить хотя бы первое представление о том, как поют по крюкам. Главной задачей было сделать материал звучащим, чтобы это не было аналогом бумажной азбуки. Которых, в-общем, достаточно, слава Богу, уже издано - и дай Бог, чтобы они продолжали издаваться, это очень важно. Но тут вся суть в том, что, во-первых, материал должен звучать, и он должен быть интерактивным, т.е. человек, который пользуется этим крюковым букварем, мог кликнуть мышкой на кнопке - и в ответ ему прозвучал бы звуковой пример, который графически представлен крючочком. Он реально может оценить, как исполняется каждое знамя, в связке. Я уже начал реализацию букваря - к сожалению, времени в этом году мне не хватило, чтобы успеть к съезду его закончить, но первые три урока уже готовы, можно посмотреть на моем сайте; если кому-то интересно, я могу адрес. Что касается технической реализации, то звуковое воспроизведение реализуется с помощью флэш-файлов, которые сочетают изображение и компактно записанный звук, благодаря чему удается быстро скачать эти файлы как с графическими примерами, так и со звучащим материалом. В перспективе - я думаю, что интересно было бы попробовать соединить методику обучения Глеба Борисовича именно с этой технологией, потому что в обучении Глеба Борисовича очень важно именно звучание реальных песнопений, материал практически со слуха заучивается и потом сопоставляется с графическим изображением. Таким образом, те "топоры", которые вы видели, пяти-линейная нотация, ее можно отбросить и основываться исключительно на слуховом восприятии. Это очень важно, потому что не все хотят учить еще и ноты, в придачу к крюкам. И можно отказаться от помет, которые всё-таки как бы дублируют крюки, это лишняя информация, которая очень загромождает наш ум. Гораздо свободнее можно было бы петь по крюкам без помет. Вот такие намётки на будущее; я надеюсь, что нам удастся это реализовать. Если Глеб Борисович пожелает сотрудничать со мной, убогим (смеется). Это был бы очень интересный материал. Но это не последний, я думаю, доклад по поводу электронных технологий; Александр Коваленин будет докладывать и, если ему удастся, Иван Кореньков приедет завтра, и мы услышим еще и о шрифтах. В этом направлении тоже очень многое делается; почему это важно - потому что с помощью крюковых шрифтов очень просто вывести на печать то, что имеется у нас на компьютере. Быстрый доступ к нотам. Если к службе подготовиться, кто-то просит: дайте крюковые песнопения, - можно переслать файл по электронной почте, и человек сможет распечатать это на компьютере, это очень удобно.

Такие намётки. Спаси Бог.

Игорь Геннадьевич Носков (Пермь).

Попытка создания наглядного пособия,

реконструирующего попевочное мышление.

Наверное, все вы видели уже - набор кубиков; их полно в магазинах, я нашел то, что мне подходило, заказал огромное количество этих кубиков, специально с завода пришло семьдесят коробок, - чтобы я это с ними натворил...

реплика с места, неразборчиво.

И.Носков. Да, играть в кубики.

То, что я сейчас слышал, - это настолько радостная информация, такие методики замечательные, и я где-то близко, видимо, хожу, но на более каком-то, видимо, примитивном уровне...

Какая задача здесь была: хотелось бы, конечно, избавиться от нот, и читать по крюкам без помет. Для чего: ну, уже всё сказано. Образное мышление; кто знает, что такое русская загадка, да? Помнит, что когда в детстве, или даже во взрослом возрасте ты слышишь эту загадку, то всё тело начинает думать. Все органы, всё включается. Память, ощущения двигательные. И вот здесь - образное мышление, я думаю, что оно настолько было сильно в знаменном распеве, - просто даже по самим молитвенным текстам люди чувствовали, что это совершенно удивительный мир незнакомых нам ощущений и состояний, настолько крупный и мощный, - и он был закреплен, как в иконописи, он был закреплен в попевках, - это настолько всё взаимосвязано... И появилась идея сделать такие кубики, которые соберут эту информацию, чтобы не надо было обкладываться книгами, и так далее, - ну и вот: здесь, на кубике, это всё настолько уже близко... Я вам свое пособие немножечко сейчас продемонстрирую. Его сюда нереально было привезти; я взял с собою буквально несколько кубиков. Это пока набор из трехсот пятидесяти кубиков, - три книги, фанерные книги наподобие вот этой; хотелось бы, чтобы они выглядели как старинные настоящие книги, - которые открываются, и там рядами вот так стоят такие кубики. Построено по принципу загадки; мы привлекли на помощь иконописца - не просто художника, а того, кто работает в монастыре, пишет иконы, реставрирует, - и он может нам помочь понять каждую попевку именно с этой точки зрения. И мы сами не ожидали, что настолько это всё начнет сливаться воедино; и он нам сам приходит и говорит, что "начал слышать иконы". Вы, говорит, мне такой подарок сделали.

Очень сложно бегом и на пальцах это всё показать...

Первая книга, большая книга, - попевки двух и более гласов... Там очень много символов, которые надо читать, каждая сторона кубика - это загадка; подсказка - часть информации про попевку; тебе сообщается часть информации, а остальное - думай, попробуй вспомнить. Эмоциональная, зрительная информация, вербальная информация. Вот это (показывает) кубик повернут к вам стороной иконописной; с различных икон - иконописец искал те идеи, которые та или иная попевка раскрывает, как они в иконописи отражаются, эти идеи, какие там состояния; мы ввели сюда цвета - четыре цвета: фиты идут у нас на синих кубиках, белые кубики - это средние попевки, малиновые кубики - мрачные попевки, и желтые кубики - это светлые попевки. Сразу четыре круга попевок. Дальше: внутри каждой группы... основное, конечно, расположение... остальные, вторая и третья книга, там попевки расположены по гласам, и это желание увидеть сразу весь арсенал попевок - оно здесь осуществляется, чего даже компьютер не может дать. Когда я вижу все попевки, какой характер, их образы, весь этот арсенал, - и как какая попевка живет: или она обслуживает один глас, или она живет в нескольких гласах, - я вижу философию каждого гласа, его образ, эмоциональное состояние, идею каждого гласа, и как они раскрываются.

...Это первая часть пособия; эти книги - это первая часть пособия. Сторона основная - иконописна, которую я для себя считаю основной...

Как действует кубик? Я сейчас на примере покажу. У меня кубик "розвод". Это вот у нас, как я уже сказал, цвет кубика - это группа попевок мрачных. Дальше идет гласовый цвет... это кто читал отца Бориса Николаева, он очень много приводит таких описаний, и своих размышлений, - на основе его классификации мы с иконописцами разработали систему символических цветов и ввели ее сюда. Вот это цвет первого гласа. Кубики первого гласа - их сразу видно по цвету. Противоположная сторона кубика - это образ. Крюковая сторона - варианты из печатных книг, из рукописных книг: например, Соловецкий монастырь, 17-й век, - и противоположная сторона, которую я мечтаю выбросить, нотная сторона, - я хочу, чтобы при этом пособии был диск, чтобы каждая попевка могла звучать, причем она будет звучать не в нотном варианте, а с голоса, со словами, из конкретного песнопения, - потому что... вот вторая часть пособия, которую я сейчас продемонстрирую, это книга, это сам кокизник; т.е. первая часть - это кокизник в кубиках, а вторая часть - это пособие для учителя, где каждый кубик дан в развертке, все стороны, и на второй стороне листа идут примеры из песнопений, где эта попевка употребляется и как она употребляется, там тоже различные подсказки, вы сейчас увидите... Что здесь... вот описания... хорошо, конечно, если вот это уже получилось, вы уже знаете такие описания... но это нужно только всем миром... и прежде всего, конечно, я думаю, монашество, богословы могут помочь, - как вытащить это описание, потому что на примерах можно только увидеть, как попевка применяется, анализ попевок... Мы, конечно, пробуем сами, что-то берем на себя, но это слишком большая ответственность, и, конечно же, мы только высказываем какие-то догадки, и потом идем за советом уже либо в монастырь, либо еще там куда-то...

Эта сторона - тоже загадка, здесь есть описание этой попевки, но она не названа. Можно работать, поворачивая кубики всё время разной стороной... очень много способов использования. Я, например, с детьми сразу... допустим, мы только познакомились с попевкой, - последний пример: шестилетняя девочка, мы с ней прошли рафатку, она ее сама порисовала и т.д., - а потом мы просто начали открывать подряд старинные книги, и она ее тут же пела, - не зная нот, ничего, просто... мы смотрели все варианты этой попевки.

...Я увеличил... к сожалению, формат только такой... Страничка этого пособия для педагога: вот кубик, а внизу пример... Это черновик. У меня, к сожалению, пока нет средств; он уже набран, но напечатать его оказалось достаточно дорогим удовольствием.

...И вот здесь идут примеры из песнопений; в начале - сколько удалось найти из рукописных книг, потом - старопечатные. Я вернусь еще к кубику... Гласовая сторона: пустая точечка - значит, понятно, попевка в этом гласе не употребляется; глас стоит - значит, попевка в этом гласе употребляется.

Дальше. Имеет значение величина шрифта. Имеет значение шрифт. Там идет расшифровка в книжке - что обозначает каждый шрифт. Пока использованы двенадцать шрифтов. Они показывают уже более мелкие состояния попевки. Не просто, например, попевка мрачная, а из мрачных попевок - какие это попевки? Печальная попевка, умилительная попевка, - более легкие состояния. Всё время идет процесс погружения, от общего к частному.

Нижняя сторона - здесь цвет подсказывает, как обошелся распевщик в данном случае с этой попевкой. Т.е. разреженный цвет, слабый цвет показывает, что здесь попевка растянута. Или читок идет, или еще что-то. Сгущение цвета показывает, что попевка сжата. Прерывается цвет - значит, попевка разорвана и на разорванном месте что-то вставлено.

Обсуждения.

В. Мазевич (Оренбург): Сразу у меня в голове соединились два доклада: про электронные технологии и про кубики; допустим, когда в крюковом букваре пойдет речь о кокизах - кокизник же будет там? - можно сделать на каждую кокизу такую многозначную кнопку...

Д.Коротких: Несколько кнопок.

В.Мазевич: А лучше одну, но чтобы при каждом нажатии раскрывался ее следующий аспект: сначала чтобы она, допустим, зазвучала, затем чтоб появились крюки, потом еще какая-то дополнительная информация...

Д.Коротких: Надо подумать сначала, надо двигаться постепенно, иначе получится куча-мала...

И.Носков: Здесь, в суете, такие вопросы не решаются...

В.Мазевич: Вопрос к докладчику: характер попевок, я так понял, по протоиерею Борису Николаеву...

И.Носков: Классификация. Он взял за основу Металловское Осмогласие, и классификация попевок Металлова, там уже что-то добавлялось. Я знаю, что не все принимают эту классификацию Бориса Николаева, но я ее принимаю... мне очень близко.

Анна Геннадьевна Ревунова (СПб.): Вы говорили, что каждая попевка у Вас связана с каким-то состоянием. Это чисто индивидуальный подход; лучше обратиться к азбукам, к рукописям. Ведь в рукописях такого нет, не говорится ни о каких состояниях.

И.Носков: Это молитвенный опыт человека, которого я назвал...

А.Ревунова: Это очень сложный вопрос... и, мне кажется, выносить всё это на такой...

Д.Коротких: ...опробовать эту методику... если это практически работает, их право попытаться это применить, рассказать об этом другим. Хотя, конечно, определенные сомнения возникают.

А.Ревунова: Довольно сложно, понимаете, довольно сложно. Потом еще - плюс, мне кажется, в Вашей работе: не Глеба Борисовича, а Вашей: песнопение у вас "Царь Небесный", догматик, - там с попевками пропевали, и все названия попевок, - это, на мой взгляд, довольно сложно, особенно с первого раза... И опять же к рукописям, к азбукам обратимся, там тоже такого нет. Знаменитая рукопись 1604 года, инока Христофора, единственная рукопись, которая, вы знаете, находится в Публичной Библиотеке в Петербурге, там инок Христофор сделал такой опыт: он все строки из песнопений, которые были в этой рукописи, внёс в практическое руководство, которое приложил к этой рукописи... Вот, может быть, таким путем...

Д.Коротких: Отнюдь не все строки... Впоследствии они добавлялись.

А.Ревунова: Это вопрос, что он не внёс... Лучше обратиться к опыту распевщиков, как они составляли азбуки. А такой опыт... [опыт И.Носкова - прим. ред.] он очень сложный, для кого-то - умилительная попевка, для кого-то она печальная...

Д.Коротких: Извините, пожалуйста, я на этот счет должен сказать, что Борис Николаев основывался, конечно, на субъективных своих впечатлениях, на том, как соответствуют попевки тексту песнопений. Он выбирал, если вы помните, песнопения для анализа и смотрел, как одна и та же попевка на какие слова приходится. На этом основан его анализ. Поэтому, в принципе, какая-то объективность в этом есть, хотя, конечно, нельзя сказать, что всё объективно...

А.Р.(И.Носкову): А Ваш кокизник, который, как Вы говорите, не напечатан, - может быть, его до этого... чтобы народ посмотрел... интересно, о чем там. На чем он основан. Мне кажется, тут еще много работы.

Г.Печенкин: Практически...дети поют?

И.Носков: У меня есть ансамбль, который - они уже выросли, ребята, - который со мной поет. Давно. Правда, крюками мы занимаемся последние где-то десять лет, а так ансамблю двадцать лет... ну, и дети сейчас есть, новенькие ребятки, самых разных возрастов, и большие, студенты, и дошколята...

Д.Коротких: Требуете с них безпометное знамя?

И.Носков: Я сразу ноты исключаю. Как раз ребятам и нравится, что им не надо знать ноты.

[?]: Вы поете на богослужениях - или на концертах?

И.Носков: Старший коллектив поет на богослужениях. Мы являемся певчими больничного храма Института сердца, - а младшие, конечно, пока нет.

...И крюковую службу они поют, и нотную поют.

Сергей Петрович Пичугин (Рига): У нас получается продолжение вчерашнего разговора о духовном толковании знамен. Только у Вас это уже как бы визуальное толкование. Это, конечно, очень рискованно - как вчера мы говорили - привязывать каждое конкретное знамя к визуальному образу. Потому что как раньше дети учили азбуку: аз, буки, веди, - для них это было какое-то предложение, имело какой-то смысл, - когда человек читает готовый текст, он уже не думает, что это "аз", это "буки", это "веди", он воспринимает это всё целиком. То, что Вы стремитесь объединить визуальный образ с музыкальным, это очень само по себе ценно, я бы наверняка приобрел такое пособие, если бы оно было, скажем, в виде книги или было в таком... более типологичном виде. Но кубики, мне кажется, очень симпатичны, но они немножко не типологичны по современным понятиям, и я, скажем, не представляю, как я приобрел бы их у Вас в таком огромном количестве, и привез в Ригу, и там бы стал обучать... Это как-то не слишком удобно, может быть, простите... Если бы это было, скажем, в виде книги, где была бы эта иконка, был бы развод фит и лиц, это я бы с удовольствие приобрел. Спаси Бог.

О. Иоанн (Харин) (Новосибирск): Вот что касается придания попевкам, для объяснения детям, визуальные и прочие характеристики, - не знаю, объективно это или субъективно, но я сужу по результату - объясняю таким образом попевки... - люди начинают петь лучше. Песнопения в целом начинают петься более слаженно, появляется хорошее пение...

Д.Коротких: Вы используете методику протоиерея Бориса Николаева?

О.Иоанн: Я Бориса Николаева раньше читал, но я им не увлекаюсь.

Д.Коротких: А на чем Вы основываете объяснение певчим каждой попевки?

О.Иоанн: В основном это, конечно, святоотеческое наследие. Я смотрю, что святой отец пишет об этом, что об этом...

Д.Коротких: Разве святые отцы писали что-то о конкретных попевках?

О.Иоанн: Ассоциации какие-то первоначальные возникают при пении, да? Какие-то визуальные... или там слуховые, да? И вот на основании этих, можно сказать, чувственных переживаний можно выйти к более глубокому состоянию.

В.Мазевич: Я хотел бы продолжить дискуссию по поводу придания образов... В каждой возрастной группе работает определенная сила ума, так скажем, да? У детей самая развитая сила - это воображение. Они стремятся увязать зрительный, и слуховой, и осязательный, и какой угодно образ в что-то единое. Поэтому для детей такая образная информация, конечно, очень важна. Потом, уже в подростковом возрасте, допустим, ведущая сила - это интеллект. Я так думаю, если для ребенка до 12 лет это будет великолепное пособие, то, допустим, лет в 12-13-14 уже всё-таки нужна какая-то информация, которая не предполагает ярких зрительных образов, а как раз наоборот - больше апеллирует к интеллекту.

Д.Коротких: Я с Вами полностью согласен; я даже хотел сказать такую вещь: когда человек уже в зрелом возрасте приступает к изучению крюков, нельзя недооценивать роль изучения нотации в ее более древнем виде, то есть - самые архаичные крюки, которые дошли до наших дней - это, конечно, наонные крюки, с наонным текстом, по которым поют старообрядцы безпоповских согласий. Почему? потому что попевки, которые в этих книгах, они не распадаются из-за привязки к тексту, как это стало происходить в середине 18 века. Всё-таки крюки, которые привязаны к истинноречным текстам, - там уже попевки начинают разрушаться, к сожалению, и это увеличивает трудность изучения этой нотации. Мы сейчас видели - когда Глеб Борисович показывал нам разночтения мережиц, например, - там уже палка в середине появляется, это всё произошло оттого, что начали привязывать к ударениям текста, это очень затрудняет изучение крюковой нотации, именно попевок.

В.Мазевич: В древности попевки были более устойчивы?

Д.Коротких: Они были более определенными. То есть мережица выглядела только так и никак иначе. Всех этих змейц и палок там не появлялось.

В.Мазевич: А если, допустим, одна и та же мережица на разный текст накладывалась - она не менялась, так?

Д.Коротких: Да, совершенно верно. Структура была более формализованной. Распевщик отсчитывал определенное количество слогов от конца строки, и этот архетип просто укладывался в нее. Вне зависимости от ударения.

В.Мазевич: А те слоги, которые выпадали из нее? что он с ними делал?

Д.Коротких: Нет, нет, каждый слог привязывался к своему крюку, не было пропусков.

О.Варнава (Лосев) (МДС): Всё-таки знаменный распев, крюковая нотация - это способ прочтения священных текстов. И может возникнуть такая опасность - если переполнить свою душу этими образами, то мы не заметим текста. Задача какая: мы просто читаем священный текст, богослужебный текст, и в него вникаем. Крюки не должны мешать ни в коем случае. И поэтому... просто боязно, что мы... всегда тексты разные, а способ прочтения одинаковый. Это гласовое построение и так далее. Хотелось бы предостеречь.

Г.Печенкин: Кстати говоря, протоиерей Борис Николаев - он, к сожалению, не смог приехать на наш съезд, хотя регистрировался, ему сейчас 89 лет, - он в своей книге дает такую мысль: что крюки полностью отражают текст и что можно даже закрыть текст и смотреть в одни крюки и приблизительно понять, о чем идет разговор. Но это его личное мнение. Я, например, с этим не согласен - это как раз ведет к этому самому образному мышлению, и, отец Варнава, я как раз с Вами согласен, что это может... Хотя, с другой стороны, сейчас множество всевозможных методик существует, и важна даже не столько методика - это я, кстати, тоже и в свою защиту говорю, выступавшей сестре - а важен результат: поют люди по крюкам, знают напевы, или - не поют. Можно двадцать-тридцать методик использовать, какой толк?

[?]: Если действительно эта система Игоря Геннадиевича работает, если люди реально поют, знают материал, - она имеет, мне кажется, право на существование.

Марина Лачинова (Хельсинки): Относительно образного мышления... существует иерархия знаков. Она не содержит образов. Нас же предупреждают, что нам запрещена молитва образная, это католическая молитва, нас об этом предупреждают, - и так же относительно ре-ми-фа-соль - мы употребляем католическую молитву, это молитва католического монаха, а сами мы всё время выступаем против Запада...

Г.Печенкин: Но это молитва еще до-раскольная. До разделения церквей. Это гимн св.Иоанну Крестителю...

М.Лачинова: Но всё равно, может быть, славянские термины, как "мало повыше", "мыслете"...

Г.Печенкин Ну, а сольмизировать как? Вот греки - они изобрели свою систему, у них там па-ву-га-ди-кэ-зо... (называет греч.обозначения звуков) ...

М.Лачинова: А если мы поем мало повыше?

Г.Печенкин: Это как? (поет) ма-ло повы-ше... сред-ний-глас... так что ли? А сольмизировать песнопения? Там надо спеть песнопение по солям (поет)...

М.Лачинова: Это старообрядческая традиция, не русская.

Г.Печенкин: А, понятно... ну, может быть.

О. Прохор (Кузнецов) (Архангельская епархия):

Небольшое дополнение по поводу образного мышления и результатов обучения по этим методикам. Можно, как мне кажется, выделить два уровня результатов: один лежит так, что мы видим сразу после обучения, другой результат происходит через некоторое время, через несколько лет. То есть как это в дальнейшем влияет на жизнь человека. Есть некоторые методы, когда монахи прибегают к каким-то методикам для изучения знаменного пения: в начале всё идет очень хорошо, проходит 2-3-4-5 лет, и вдруг по каким-то причинам человек уходит из монастыря, вообще оставляет монашество - это связано с конкретным примером, - мне кажется, с уверенностью полагаться на сиюминутный результат какой-то методики несколько...

Татьяна Алексеевна Демьянчук (СПб.): В дополнение к этой дискуссии - как раз о пении, и заодно еще мое замечание еще, наверное, относится к первому докладу, о методике Михаила Федоровича. Если наша цель та, чтобы скорее научить пению по крюкам, то куда уходит цель воспитания певчего? Если мы вспомним долгий древнерусский путь обучения знаменному пению, то - что мы видим в начале? Азбуки перечисления; по ним невозможно научиться петь: параклит, стопица, крюк, - и всё. Там не написано, как это исполнять, - это сделано не случайно, потому, чтобы человек сам сразу этим не мог овладеть, чтобы он нуждался в наставнике, в человеке, который ему покажет, как это нужно делать, который вместе со способом исполнения крюка передаст... с технической стороной распева он научит и молиться, и относиться к песнопению, и относиться к службе, и стоять на службе, и понять призвание певчего и значение регента, значение наставника, значение послушания и смирения. Поэтому у меня такой вопрос и к староверам...

Д.Коротких: Вы уж конкретно задавайте вопрос, потому что тут, может быть, совсем даже не один старовер, старообрядец присутствует в зале... Пожалуйста, конкретно обращайтесь...

Т.Демьянчук: Если говорили о Вашей методике, то, например, через что в вашей общине люди начинают воцерковляться? Если вот этот путь (клиросного последовательного воцерковления) оставляется. Я понимаю, что это не единственный путь воцерковления, но это тоже один из удобных путей, и если мы сравним с западом, то там как раз - зачем были изобретены ноты? именно для того, чтобы - да, при уважении к педагогам - но ученик вскоре мог сам овладеть... и уже по сути педагог ему был не нужен, - он сам читает, он сам стоит на ногах, "я - певец", и всё. Поэтому нет уверенности, особенно в современном нашем положении... что наши ученики до конца понесут знаменный распев, если они сами так быстро вошли на клирос, так быстро этим всем овладели, они закрепились в своей самости, а не в послушании и не в почитании - они не поняли, что они преемники, что они носители традиции. И как тогда? через что тогда идет воспитание, - или у вас найдены какие-то другие способы к тому же самому?

М.Никонов: Вопрос немаловажный задан был. Воспитание должно быть комплексное. И знаменное пение, пение в церковной службе, - оно является составной частью всей службы. Известно, что для того, чтобы служба совершилась, можно - так написан в книгах - можно стихеру просто прочитать. "Что прочитано свято и спето честно" - такое есть выражение... Можно эту стихеру спеть речитативом, скажем. Следующая степень усложнения: можно спеть ее самогласно, можно спеть на подобен, можно спеть малым распевом, можно большим распевом с фитами. Поэтому всё зависит от того, кто в наличии имеется. Сегодня пришли на службу один-два человека, на большой праздник пришли больше, - об этом хорошо говорил в своей книге Борис Кутузов. От длительности службы - потому что всегда приходится еще смотреть, настоятелю храма, регенту, - если службы подряд идут, то надо как-то ослаблять нагрузку на певцов, на длительность службы, - поэтому каждый раз приходится выбирать. Изучение крюков и самого высшего пилотажа, большого знаменного распева - конечно, это цель, к которой надо стремиться. Но практически применять приходится каждый раз в соответствии с возможностями, с наличием того и другого.

В отношении моей методики. Мне 68 лет; я больше 35 лет занимаюсь этим вопросом. Грыз до невозможности сначала крюки, потом постановку голоса, - потому что одно из другого вытекает, одно за другое цепляется, и никак нельзя обойти тот или другой вопрос. В отношении поставленного вопроса: что если мы, допустим, первую цель ставим - скорость, а я - относительно той методики, которую я предлагаю - могу с уверенностью сказать, что по тому, как я преподаю... передо мной цель не стояла: какую-то методику разрабатывать, - когда я начинал, то с чем сталкивался... когда со мной рядом были певцы, которые не знают, не умеют, - то я каждый раз задумывался, как же сделать так поскорее, чтобы доходчивее можно было объяснить, и чтобы человек быстрее вошел в строй и включился в службу. Поэтому скорость освоения учащимися - она пришла сама собой. Вот сейчас еще методику предлагали, одну и другую - могу сказать, что уж в два-то раза быстрее по моей методике человек обучится петь и это будет сознательно. А то, что, допустим, чтобы не уплывала у нас духовность, чтобы осмысленность, - это параллельный вопрос. Надо читать Священное Писание, Евангелие надо знать здорово хорошо... Сатанизм наступает, вот он нас подпирает всех, поэтому скорость, с которою надо чтобы учащиеся освоили, она должна присутствовать, потому что... Поэтому - там в другом месте скорость, и скорость преподавания... Вот Ира выступала когда, читала доклад, она - из робости, и оттого, что я ей, когда она приходила, интервью у меня брала, я ей не всё рассказал, ну как-то получилось: что-то сказал, что-то она поняла. Но основное-то она сейчас не донесла до слушателей. Если бы я, допустим, знал цель этого съезда, если бы мне раньше сказали, я бы подготовился и привёз с собой те наглядные пособия, те плакаты, которые у меня есть, по которым бы люди сразу увидели и могли оценить. Вот человек с кубиками пришел. А я сейчас вынужден на словах говорить.

У меня такой вопрос к вам: вы говорили о попевках, говорили о стихере "Царь Небесный", - здесь не было сказано, у кого какая практика запевов на восемь гласов. У вас это практикуется или нет? Я вам задам сейчас пример. С какой скоростью вы запоете, безошибочно, "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу" на восемь гласов.

Г.Печенкин: Сразу могу запеть.

М.Никонов: Пожалуйста, вспомните. Я буду диктовать глас, а вы... договорились? Третий.

Г.Печенкин поет.

М.Никонов: Не надо до конца, намек только... Седьмой.

Г.Печенкин поет.

М.Никонов: А! ошибка.

Д.Коротких: Просто разные бывают погласицы.

М.Никонов: Должна быть одна только погласица.

Г.Печекин: Почему же одна? Есть разные традиции.

М.Никонов: (поет) "Мати твоя давно умерла". Там рыдание уже говорится; и напев один. Эмоции - одни совсем. Девушка, когда против эмоционального говорила, - в некоторых гласах это очень ярко проявляется. В некоторых - слабее. Также и в попевках. Если попевка употребляется в разных гласах - в одном гласе одна будет такое настроение создавать, в другом - другое. Уже само осьмогласие несет в себе по определению, что различается настроение гласов. Один - бодрый: (поет) "Грядет чернец из монастыря". Бодрый, он вышел, отдохнул, пошел... (общий смех, аплодисменты)... (поет) "Сядем мы, брате, побеседуем" - настроение совсем другое. Седьмой глас: (поет) "Мати твоя давно умерла". "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу". Вот ведь надо как петь. Поэтому - учащимся надо предоставить любую возможность. Вот - человек сказал правильно: говорит, что в разном возрасте у разных людей восприятие гласа разное. Ведь что на человека действует? Есть такие музыканты, которые цветом воспринимают музыку. У другого слуховая память хорошая. У другого - зрительная. У четвертого - моторная память. Надо человеку дать любую возможность, чтобы он зацепился, ведь индивидуально всякий подходит, - чтобы человек зацепился, представить ему все образцы, и главная цель: чтобы он спел. Правильно, быстро, безошибочно. А что на него подействует - на одного так подействует, на другого иначе... И вот те схемы, которые у меня есть, которые я утаил от Иры, - вернее, не то что утаил... ну не дошло до этого, и всё... - мы отнеслись к этому поверхностно

Д.Коротких: Это самое главное...

М.Никонов Может быть... Я не знал ни этого форума, ни целей его, ни задач... чтобы продемонстрировать свои достижения... Я бы мог свои таблицы развесить, и всем было бы... В моей методике, в моем преподавании самое главное - наглядность. Первое слово, которое заключает в себе всё: наглядность. Это делает возможной быстроту освоения.

Д.Коротких: Спаси Бог, Михаил Федорович, может быть тогда в следующем году...

М.Никонов: Вот... второй съезд, мы договоримся...

М.Макаровская (Москва): Еще вопрос, глупый, может быть... Я знаю, что в старообрядческих приходах такой проблемы не стоит. Вопрос такой: если начинают учить текст, по нотам либо по крюкам, - первоначально поют по слогам. И звучат просто голые звуки, голый текст. Звуки в определенных длительностях с определенным текстом. А потом его начинают впевать, чтобы сделать его живым. Чтобы можно было петь на службе. И если это текст нотный, начинают придумывать какие-то дополнительные знаки, - если это текст крюковой, то договариваются, где как спеть. Я знаю, что в старообрядчестве эта проблема в принципе не стоит, потому что там есть преемственность, там есть живая традиция. Можно задать Михаилу Федоровичу такой вопрос: чтобы он примерно рассказал основные особенности - почему пение сразу же транслируется как живое. Чем это достигается. Почему большинство, кто начинает учить крюки с нуля, - для них по крайней мере год или два уходит только на то, чтобы научиться читать текст сразу же живо... чтобы пение было плавное, связное, понятное. Такое, как мы слышали у Михаила Федоровича с его певцами.

М.Никонов: Извините, я пардону попрошу, но устроитель этого форума - ту методику, которую он предлагает, я сразу же исключаю, абсолютно, совершенно, - трата времени на то, чтобы петь эти попевки на чужеродные слова. Мы в церкви, на службе, эти напевы, кокизы не выпеваем, - "чернец из монастыря" и т.д. - не выпеваем. Надо сразу обращаться к молитве, разучивать молитву; потратишь времени не больше, совершенно не больше, но зато уже когда занимаешься, уже молитва произносится, уже служба Богу. А то какая-то схоластика получается. На уроках мы учим одно, - прийти в церковь, там слова другие, надо мышление свое перестраивать. Я это отвергаю сразу же.

Г.Печенкин: А Вы по солям учите петь, по крюкам? это же тоже без текста, понимаете...

М.Никонов: Это необходимо...

Г.Печенкин: А мне тоже необходим кокизник такой, понимаете...

М.Никонов: Если Вы считаете - на здоровье. (общий смех).

Д.Коротких: Разные методики существуют. Единственное что можно сказать, - обучение традиционное действительно, наверное, быстрее, потому что заучивание попевок...

М.Никонов: Давайте так. Сделаем контрольную группу его и мою контрольную группу. Чтоб один другого не слышал. Кто быстрее подготовит певца, чтобы он сделал то-то, то-то и то-то? Если уж на то пошло, давайте устроим соревнование. (смех в зале и аплодисменты).

Д.Коротких: Это интересное предложение.

О. Прохор: Несколько коротких практических вопросов. Я предлагаю такой блиц: короткий вопрос - короткий ответ. Глебу Борисовичу вопросы. Первый вопрос: по какому принципу происходит отбор детей в школу?

<...пропуск на пленке?>

Потом была такая затронута тема: о характеристиках знамений. "Возгласить", "крюк", и так далее. Так вот, это были только простейшие характеристики, а бывают характеристики, например: в одном гласе дважды тряхнется, в другом гласе трижды...

Г.Печенкин: Мы это не изучаем. Это только на начальном этапе.

О.Прохор: Или вот: голкнуть из гортани.

Г.Печенкин: Такие мы не употребляем, сложные. Только самые элементарные.

О.Прохор: Дальше вопрос о грамматике крюков. Насколько приходилось сталкиваться, только в более поздних азбуках существует такое разделение, что мрачный крюк в мрачном согласии, простой - в простом, и так далее. Но в рукописях бывает очень часто: на одной соли используется и мрачный крюк, и светлый, и простой... - этот вопрос...

Г.Печенкин: Я редактирую сам песнопения для детей и выбираю уже определенную грамматику.

О.Прохор: Это уже Ваша получается грамматика... она может отличаться от других...

Д.Коротких: В рукописях бывают разные версии. В одном случае записываются, допустим, доступки к переволоке с помощью скамейцы и палки, а в другом случае вместо палки пишется чашка. Такие вещи бывают.

О.Прохор: Я говорю немножко о другом. При попытке петь по безпометному знамени иногда возникает: вот стоит крюк светлый - в каком он согласии?

Г.Печенкин: Мы не призываем к тому, чтобы петь по безпометным крюкам незнакомые песнопения. Сначала выучивается по солям, далее по пометным крюкам, а потом уже то же самое поется по безпометным крюкам.

О.Прохор: Еще - пение солям. Известно два звукоряда: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до, - и звукоряд по согласиям. Т.е. ут-ре-ми, ут-ре-ми, фа-соль-ля, - по таким.

Г.Печенкин: По таким: ут-ре-ми, фа-соль-ля.

О.Прохор: И последний вопрос: И Михаил Федорович, и Вы, Глеб Борисович, говорили о том, что для того, чтобы начать петь по крюкам, нужно в начале услышать всё это. Если есть наставник, вопроса не существует, - если наставника нет, то нужна какая-то практика. Слуховая практика привыкания к этому языку. Нет кассет, нет наставника, - какими пользоваться пособиями. Насколько мы знаем, очень помогает пропевать обиход нотный. Какие издания Вы порекомендуете тем, у кого нет возможности услышать...

М.Никонов: Могу я добавить? Прекрасным подспорьем для человека, который не имеет наставника, - мне пришлось, вашему покорному слуге, заниматься самостоятельно, самостоятельно изучать почти что всё, - прекрасным подспорьем является магнитофон и металлофон. Металлофон - это первейшее дело. Смотрите в книгу - но наша горка должна быть, нашего, церковного звукоряда, - под руками металлофон, я из двух металлофонов собрал нашу горку, двенадцать звуков, тук-тук-тук, прозвенел стихиру, она в ушах осела, и потом начинает озвучивать, без всяких помощников, без всего. Это прямой, первичный путь.

Г.Печенкин: Михаил Федорович, можно Вам еще одну вещь сказать? По поводу того, что, конечно, быстрей можно научиться действительно по системе, которую Вы предлагаете. Но я, во-первых, не преследовал цели быстрого научения детей, а преследовал некую глубину; и тем более что те песнопения, которые здесь мы проходили, их восемь, среди было "Царь Небесный", - это целый год. Но зато потом дети открывают любое песнопение самогласное восьмого гласа, и они в нем ориентируются. Они не читают отдельные ноты, они уже видят попевки, т.е. они понимают структуру песнопения. Это всё важно, понимаете... петь отдельные нотки, или звуки, крюки, - или видеть целое построение.

М.Никонов: Моя методика не исключает восприятия всей стихиры. Просто в двух словах я не могу всей методики объяснить вам, я по частям говорю...

Г.Печенкин: Я не говорю, что моя методика лучше, а Ваша хуже.

М.Никонов: Вы можете себе позволить роскошь на год обучать, а у меня забота... - вот у меня здесь два молодых человека, они с марта начали заниматься, сейчас они уже первую стихиру, которую пели, запоют, Хвалите имя Господне, Блажен муж запоют, Величание Николе-святителю запоют, вот сейчас каждый из них выйдет и споет...

...кратчайшие сроки. Поджимает сатанизм.

Г.Печенкин: Но ведь взрослые обучаются быстрее. А дети очень медленно. Но им нужна какая-то глубина.

М.Никонов:...тем более они с высшим образованием у меня. Такая у нас сейчас группа собралась. С ними можно на одном лексиконе говорить. Они это понимают прекрасно. С детьми, конечно, надо кашу манную есть, кому-то матрешку поставить, белочку, зайчика...

Г.Печенкин: Можно еще одно замечание. По поводу схоластики. Эти кокизники - на Руси, может быть, они существовали в устных вариантах, письменных, действительно, буквально единицы. Но в Византийской традиции они существовали. Преподобный Иоанн Кукузель составлял такие кокизники. По его образцу я...

М.Никонов: (перебивая): Они жили столетиями, а мы сейчас живем годами, да еще месяцами стали жить уже. Нас поджимает...

Д.Коротких: Остановимся на том, что все эти методики имеют свои достоинства.

Александр Владимирович Шадрин (Москва): Я любитель, так сказать, этого искусства, я этот вопрос не хотел сейчас задавать, но вот он сейчас просто сам собою возник, поскольку мы сейчас заговорили о церковном звукоряде. О металлофоне, о церковном звукоряде. Это замечательно. И вот у нас в мрачной фите появляется, в мрачном согласии, низкое "ми". Что создает резкий фригийский оборот, ярко звучащий. Откуда из пометной записи это можно обнаружить - или это чисто традиция устная?

Г.Печенкин: Это традиция и устная, и письменная. Это называется "странный голос", он обозначается в данном случае с помощью степенной пометой с крыжем. В этом месте звукоряд сдвигается на ступень вниз. Отсюда и появляется си бемоль внизу.

А.Шадрин: А тогда как же мрачное согласие обозначается?

Г.Печенкин: Вопрос не понял... Дело в том, что это просто в фите... если Вы обратите внимание на развод этой фиты - посмотрите, как она написана: ре - ут - а потом ре с крыжиком, и это говорит о звуке... и это наука уже установила, кстати говоря, синодальные переводы - "Праздники" - есть одно издание, которое было до революции, и "странный голос" там отображен.

Д.Коротких: Это благодаря участию Смоленского.

[?]: В двое-знаменниках это отображается.

Александр Лукашевич (Москва): Я хотел просто спросить, почему там не везде этот бемоль?

Г.Печенкин Ну это уже просто такая версия. Я наслушался в свое время поморцев, и вот они как раз там немножко завышают, и мне это так осело на слух, что я... Это устная традиция, здесь никаких особых правил нет, так напето.

А.Лукашевич: Т.е. сами источники дают ми бемоль сплошняком, да?

Г.Печенкин: Да.

М.Никонов: Мы скоро разойдемся, а у меня остался один секрет, я уж хотел выставить его. Вот когда начинают изучать горки, восхождение горе, нисхождение долу, маленькая горка, потом средняя, потом полная горка, сначала шесть звуков, потом девять, потом двенадцать. Так вот, прошлые наши музыканты, певцы, они нам не оставили очень заметного понимания расшифровки этого звукоряда церковного, в том плане, что - деление горки на четыре ступени... надо было сформулировать Калашникову, или другому, что звукоряд церковный состоит из четырех степеней, по три звука одинаковых, которые между собой разделяются полутоном. Если бы такая формулировка была, изучение нашего знаменного пения было бы гораздо лучше. Потому что так понаслышке только - я помню, когда мне говорили еще, когда я был юношей, поешь, допустим, ут-ре-ми, фа, ми-фа, ступеньку делаю, "да ты не так поешь", а почему не так? - когда это дойдет до сознания, что это ступенька маленькая, что это только полтона...

Г.Печенкин: Евгений Григорьев в новом учебнике это изложил. И даже указал, на какие клавиши нужно нажимать, чтобы...

О.Прохор: Вопрос немного конкретнее. Синодальные издания в "топориках" полного круга знаменного пения - если на начальных этапах пользоваться им, получит ли человек адекватное представление о знаменном распеве?

Г.Печенкин: Ну вот я начинал с квадратных нот в свое время. Долгое время по ним пел, пока напевы осели - хотя они там немножко искореженные бывают... На начальном этапе могут заменить. Лет пять я по ним попел, потом изучил азбуку, а потом брал крюки и, глядя в крюки, я уже узнавал саму попевку, потому что они были у меня уже в ушах. И это очень важно.

[?]: Я еще хотел добавить для аудитории, что сейчас говорили об издании Праздников, в котором отражено странно-гласие. Это издание московское. Бывает питерское, бывает московское. В московском издании отражено.

Д.Коротких: В издании праздников принимал участие Смоленский, это благодаря ему появились странные пометы.

Сообщение Мелитины Макаровской.

Наверное, многие знают, что имеются издания старообрядческих аудиокассет. На протяжении десяти лет о. Сергий Мацнев издает эти кассеты на основе своих экспедиционных записей, сделанных в старообрядческих общинах, начиная с 1986 года. Это было очень интересное время: тогда еще были живы некоторые старые певцы, которые смогли оставить очень интересные памятники. В данный момент тиражируется 36 кассет, каталог вы можете взять на регистрации, и для тех, кто не знает об этих кассетах, я хочу показать несколько примеров, что это за записи. Это записи самых разных традиций: поморской (и наонной, и наречной), часовенной традиции, поповской (и российской, и южной). Желающие могут выбрать себе образцы.

Старообрядческие аудио-памятники - очень важный источник для нас; конечно же, никто не призывает копировать, но эти источники - прежде всего для впечатления о том, как это реально должно звучать ритмически, интонационно, - чтобы это пение было живым. То, что очень часто отсутствует при выучивании с текста, без аудио-источника. Поскольку это записи аутентичные, они могут очень много дать нам для изучения знаменного пения. [небольшой показ - прим. ред.]

Татьяна Феодосьевна Владышевская (Москва): Я хочу представить сборничек, который предлагаю, - это материалы нашей конференции; в Московской консерватории мы проводили конференцию по древнерусской музыкальной культуре, называлась "Музыкальная культура средневековья" на протяжении нескольких уже даже десятилетий, первая конференция была в 82-м году, - и мы издавали - правда, было только два выпуска - материалы этих конференций. И я хочу вам представить последний выпуск, второй, в котором много интересных и полезных материалов. Этот выпуск был посвящен 1000-летию крещения Руси, издан, правда, в 92-м году, спустя уже некоторое время, - здесь есть статьи людей, которые очень маститые, известные, к сожалению, сейчас их здесь уже нет, как, например, Божидар Петрович Карастоянов, который сейчас уехал, и большая часть уже за границей, - надо сказать, что Школьник [Марина и Ирина], обе сестры, которые написали замечательные диссертации по древнерусской и византийской музыкальной культуре на материале Ирмологиона, обе в Германии, материалы их диссертаций можно посмотреть в отделе диссертаций, - Ольга Степановская, которая сейчас приняла постриг и уехала за границу, - она занималась службами святым князьям Борису и Глебу, - Н.С.Серегина, Г.Малинина, которая занималась новгородскими памятниками, это всё группы из консерватории, Каркадиновская - стихиры Сергию Радонежскому, по московским рукописям, и Николай Григорьевич Денисов - служба старообрядческому епископу Павлу Коломенскому, Герасимова-Персидская, которая занималась украинскими рукописями, целый ряд ее учеников, которые тоже занимались украинскими традициями, - например, Юрий Ясиновский - "О напевах в украинских певческих рукописях", Васильченко, Шевчук, которая написала работу "О киевском распеве как явлении певческого искусства Юго-Западной Руси", работы Игошева, и Д.С. Шабалин, который выпустил целый сборник музыкально-теоретических трактатов; его статья "Проблемы дешифровки памятников"; теперь уже покойный Тевосян, который поставил проблемы средневековой монодии, - "Пятилинейная нотация: расшифровка или перевод?"; также статьи наших теоретиков, таких как Валентина Николаевна Холопова, ее статья о ритмике столпового знаменного распева, ее брат Юрий Николаевич Холопов, их ученики - Федорова, которая написала работу об обиходном ладе и песнопениях южно-русской традиции...

Это материалы наших предыдущих работ, и я предлагаю вам ознакомиться и, у кого будет желание, можете подойти и познакомиться.

Борис Павлович Кутузов (Москва): Я хочу привлечь внимание всех занимающихся знаменным распевом к такой проблеме, как большой знаменный распев. Вчера о. Леонтий такой образ дал: мы идем по темному лесу, и как по этому лесу пройти, может быть, сначала лучше по опушке походить, кустики посмотреть... А я, в-общем-то, в темный лес приглашаю. Там сияющие вершины, с моей точки зрения: большой знаменный распев. Это самое трудное - и для пения, и для восприятия; я называю это - музыкальный исихазм. Это для меня несомненно связано с исихазмом. Кто поет с листа, по нотам, - предупреждаю, это пение трудное.

Теперь еще одна проблема; говорили о текстах вчера, вот, смотрите, проблематика текста. Это стихира Вознесению. Родился еси, яко Сам восхотел еси, явился еси, яко Сам изволил еси...- я здесь исправил, вернулся к старому тексту, пришлось вот так вычеркивать: Родися яко Сам восхоте; явился еси яко Сам изволи, пострада плотию Боже наш... - всё понятно. Зачем же исправили на новые тексты? Эти еси - если было три раза, то стало в три раза больше. Еси, еси, еси, перееси... Должен вам сказать, что вот это еси - если Псалтирь сравнить старую с новой - новая перегружена этой связкой еси; неоправданно заменяли аорист на перфект, - вот это связано с Вашим докладом в отношении новых и старых текстов, и для меня несомненно, конечно, то, что к старым текстам надо возвратиться чем скорей, тем лучше. И не постепенно, а лучше бы, конечно, сразу, - но, наверное, сразу не получится, - ну тогда, допустим, предлагаю наш пример: в Андрониковом монастыре у нас проблемы такой никогда не возникало, именно: как петь - по новым текстам или по старым текстам; был Собор 1971 года, мы, как говорится, гордимся своей соборностью, мы православные, у нас соборность, - а что такое соборность? Главный законодательный орган - это Собор, поэтому и у нас не возникало вопроса, дозволено ли петь по старым текстам, - дозволено Собором, - а у епископа нашего правящего, владыки Арсения, тоже не возникало таких вопросов; когда я с ним говорил лично года два назад, он мне сказал: поете по-старому - пойте по-старому. Он не находил необходимости писать какое-то письменное уведомление или еще что-то, у нас главный законодательный орган - Собор. Поэтому вчера кто-то с места говорил, что нужно обязательно какое-то особое разрешение, - но... наш опыт вот такой. И, как видите, всё хорошо.

Г.Печенкин: По поводу новых и старых текстов. Действительно, старые тексты лучше, хотя тут много спорных вопросов, потому что есть разные переводы, и как есть сомнительные места в старых переводах, так и в новых. Но вот насчет как вводить. Собственный пример: В одной общине, в которой я трудился, решили петь по старым текстам. Но народ, понимаете, у нас необразованный, бабушки - им разве что-то объяснишь, они услышали старопечатный текст - и пошли слухи: что здесь у нас обновленцы.

Б.Кутузов: Я согласен, что это вопрос церковной икономии, это так, - но епископ имеет право, конечно, < > чтоб не было смуты, - мы тоже так, чтоб не было смуты, если мы раньше пели "Свят Господь Бог наш" наонное, прямо по старообрядческой книге, которая у нас издавалась, синий сборник, - потом мы вынуждены были перейти на наречную традицию.

Г.Печенкин: Как я действую: тексты, которые очень известны, я пою по новому переводу, а тексты, которые мало кто знает, - стихиры евангельские, стихиры на двунадесятые праздники, - там никто не замечает...

Б.Кутузов: Совершенно верно.

Ну вот, пожалуйста: большой знаменный распев, стихира Вознесению Господню "Родися яко Сам восхоте"...

Пение (муж.хор примерно в 25 человек).

Д.Коротких: Небольшой комментарий. При исполнении больших стихир на Афоне, например, используется такая методика - канонарх прямо при исполнении этой большой стихиры, когда доходит до очередной части текста, сказывает по строкам текст стихиры - для того, чтобы люди не потеряли связь с текстом. Ту же самую методику использовали иноки Валаама...

Б.Кутузов: Это делается обычно, когда поется напевка, канонарх говорит строку, а там пропевается, - но это только в напевках. В большом распеве это невозможно...

Д.Коротких: Тем не менее я слышал, как это делается...

Б.Кутузов: Вы знаете, я не согласен. Разрушится музыкальная ткань, она не должна разрушаться.

Д.Коротких: В том-то и дело, что не происходит перерыва в звучании, это на фоне...

Б.Кутузов (задумчиво): Всё равно, всё равно... (бодро) Существует мнение, что в знаменном распеве - здесь говорили тоже - есть такая проблематика, что в распеве обязательно должна быть связь со словом; - да, связь со словом, но: в данном случае музыка поднимается - крамольно, наверное - выше текста. Это кажется, что она выше текста, да. Звуков 10-15-20 на одном слоге пропевается, вроде бы главенствует музыка. Вас, наверное, шокирует, что я говорю: музыка.

Д.Коротких: Нет. Григорий Нисский говорил, что за мелодией...

Б.Кутузов: Потом я всегда привожу пример: ну возьмите вы Чайковского "Детский альбом" - вот "Утренняя молитва", "Прогулка", еще там что-то, - там музыкой дается образ, пусть это из другой области, но это к примеру. И здесь то же самое - именно на музыкальном языке передается мистическое содержание текста. Я уверен в этом. И это не только мое мнение...

Д.Коротких: Это мнение святого отца по крайней мере одного.

Б.Кутузов: Да, а в наше время это Серегина писала - она заметила эту тенденцию в стихирах большого распева. Мы поем стихиры большого распева еще не самые длинные. Она и по тексту не длинная, и поэтому не так долго. Ну, бывает 5-6 минут, бывает 12 минут, - за службу пропеть можно две-три стихиры, не больше. И не должно быть. На воскресной службе - только одна евангельская стихира, можно еще догматик. Думаю, так: догматик и евангельская стихира. Просто не потянуть уже по условиям времени, временной фактор он всех поджимает. Да и Устав не предусматривает больше двух-трех, но - я говорю, что вот это обязательно. Особенно... отец Дионисий, к Вам хочу сказать: знаменный распев может прозвучать сегодня живым только в том случае, если он будет дан во всей полноте. А во всей полноте - это столповой знаменный распев, это путевой распев, о котором, кстати, очень мало говорили, а о нотации подавно не говорили, демественный распев, и модификации большого распева. Вот такой полновесный знаменный распев. Если нет, то ... я вот уже знаю, что в некоторых монастырях поют знаменный распев простенький - напевкой, по 3 человека, некому петь, - и у братии возникает какое-то недовольство, голод эстетический: нет, давайте опять партесно петь, нам не хватает, вы гудите, гудите... Это, я считаю, оттого, что не дан знаменный распев во всей полноте.

Пение демеством "Слава Тебе, Господи".

 
 
Авторизация / Новости / Наверх
Copyright © 2003-08, Общество Любителей Древнерусского Пения.
При содействии Canto.ru.
Информация об Обществе здесь.