Разделы сайта:

Заглавная
Общество
Съезд
Дом. задание
Библиотека
Общение

Новое:

Началась подготовка к V съезду


В начало раздела

ПЕРВЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ СЪЕЗД ЛЮБИТЕЛЕЙ ЗНАМЕННОГО ПЕНИЯ проходил в Москве с 30 июня по 2 июля 2003 г.

Съезд проходил на территории храма Вознесения Господня, что за Серпуховскими воротами. Сюда собрались любители и знатоки древнерусской певческой культуры, головщики и певчие, ученые-медиевисты со всех концов России.

Перед открытием съезда выступил прот. Димитрий Смирнов, который подчеркнул, что возрождение древней певческой культуры имеет очень важное значение, как возрождение и древней иконописи, которую сейчас многие предпочитают европейским образцам, и древнего благочестия, которым славились наши предки.

В ходе съезда рассматривались различные вопросы, связанные в основном с практикой применения древнего пения на клиросе, удаления от службы репертуарного подхода, что может разрушать целостность службы и превращать ее в концерт.

Подчеркивались, во-первых, Богодухновенность знаменного пения, в котором все освящено: даже знамена, которыми записывается мелодия, имеют свое духовное значение и возводят ум певца горе; во-вторых, удобство знаменного пения для голоса, так как оно лишено широких скачков и находится в естественном голосовом диапазоне, при котором связки не напрягаются и пение естественно; в-третьих, простота и удобство освоения, при которых для начинающих достаточно петь за головщиком (регентом) и таким образом запоминать мелодии, а не теряться во множестве голосов. Вместе с тем знаменное пение - это настоящее искусство, оно требует не простого, но осмысленного исполнения песнопений, работы с текстом и мелодией. В этом пении, как и в византийском, мелодия привязана к тексту, подчеркивает его особенности. Поэтому Б. П. Кутузов, головщик клироса Спасо-Андроникова монастыря, выразил сожаление, что у нас не существует институтов или даже факультетов изучения древних певческих традиций, хотя на Западе есть целые институты, занимающиеся изучением византийского пения, а ведь наше пение не менее сложно, не менее красиво и не менее Богодухновенно.

На съезде также были представлены многочисленные издания, посвященные знаменному пению, электронные и издательские технологии, разработанные любителями и знатоками древних распевов и древнерусской истории и культуры. Были представлены многочисленные хоры, в том числе и хор отроков, обучающихся искусству знаменного пения, под руководством Г. Б. Печенкина.

Самым главным в работе съезда было практическое воплощение древнего пения в нашем современном Богослужении, поэтому силами участников съезда была отслужена Божественная Литургия по образцу XVII века, на чем хотелось бы остановиться подробнее.

Не случайно Божественная Литургия пришлась на день памяти св. Иова, Патриарха Московского и всея Руси. Как известно из его жития, святитель <прекрасен бяше в пении и во чтении, яко труба дивна, всех веселя и услаждая слухи сердца слышателей... Во дни его не обретеся человек подобен ему ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином>. Во все время съезда в зале присутствовала икона святителя Иова, по молитвам которого, наверное, съезд и удался на славу.

М. В. Макаровской и организаторами съезда были пересмотрены и проанализированы около 200 записей древних Литургий, в результате чего была создана, а точнее воссоздана, <Обедница>, содержащая песнопения Божественной Литургии, записанной крюками, по которым пели наши предки до певческой реформы времен Петра I.

Пение осуществлялось на 2 клироса, причем ведущим клиросом был левый (согласно древним уставам, в понедельник, среду и пятницу ведущим клиросом был правый, а во вторник, четверг, субботу и воскресение - левый). 1-й и 2-й антифоны пелись на подобен <Небесных чинов>. Блаженны пелись на глас, как это и было в древнем Богослужении. Причем все это было распето обоими клиросами антифонно, то есть стихи псалмов пелись клиросами попеременно.

При пении Херувимской песни, <Достойно есть...> клиросы сходились на середину храма. Символ Веры пелся речитативно всеми молящимися. <Отче наш> пели оба лика 7-м гласом. По отпусте Литургии на целовании Креста, согласно древним традициям, пели стихиру <Иже крестом ограждаеми...>

Завершился съезд выработкой итогового документа, в котором выражалась благодарность всем участникам, гостям, организаторам съезда. Вместо ожидаемых 80 человек на съезде присутствовали 130 зарегистрировавшихся и еще много людей, не прошедших регистрацию.

В результате работы съезда было создано Общество любителей знаменного пения, намечены проекты создания фондов знаменных песнопений, чтобы каждый желающий мог найти нужное пособие, консультацию, нотные материалы.

Характерным для съезда было то, что в каждый новый день съезда было все больше и больше желающих принять участие в его работе, так что в третий, заключительный день съезда зал уже не мог вместить всех желающих. Еще для съезда было характерно преобладание молодежи: возраст подавляющего большинства участников не превышал 30 лет. Все это свидетельствует о несомненном возрастании интереса к знаменному пению, может быть, как части возрождения Руси Православной.

Священник Алексий ЗАНОЧКИН.

 
 
Авторизация / Новости / Наверх
Copyright © 2003-08, Общество Любителей Древнерусского Пения.
При содействии Canto.ru.
Информация об Обществе здесь.